ВАМПИРЫ. ПЕРВЫЙ СЕЗОН
ВАМПИРЫ (LES VAMPIRES)
1915, Франция, 399 мин.
Жанр: драма, криминал, триллер
Режиссер: Луи Фейад
В ролях: Мюзидора, Эдуард Мате, Марсель Левек, Жан Эме, Фернан Херрманн
Сейчас в это сложно поверить, но начало прошлого столетия было временем, когда мировое господство в киноиндустрии принадлежало вовсе не Голливуду, бывшему в то время лишь замечательной болотной лужайкой, а моду в кинематографе диктовали другие страны, главной из которых была Франция. Тогдашний Лос-Анджелес находился на берегах Сены, а в американских никелодеонах (первые дешевые кинотеатры, сеанс в которых стоил 5 центов) массово крутили французское кино. Ярким представителем тогдашней парижской кинобогемы был Луи Фейад, интереснейший персонаж, без которого кинематограф был бы немного беднее.
«Вампиры» стали новым словом в кинематографе, так как впервые предложили зрителю настоящий криминальный триллер в современном его смысле, историю про крупнейшую криминальную сеть, окутавшую Париж. В центре истории журналист Филипп Геранд, по воле судьбы становящийся обличителем таинственной организации, члены которой безнаказанно совершают дерзкие преступления — от погромов и убийств до мошенничества и киднеппинга. Фильм исполнен в довольно популярной тогда форме еженедельного кинофельетона и состоял из 10 серий разной длительности. Каждая серия развивает часть общей истории, одновременно являясь самостоятельным рассказом. Фейад сделал упор на увлекательный и часто импровизируемый сценарий, невероятные приключения и, в то же время, натуралистичный и реалистичный показ действительности, который бы заставлял переживать за героев. Вместе с тем Фейад всегда оставался ироничным по отношению к себе и собственным героям. В каком-то смысле «Вампиры» прародитель всех последующих криминальных саг про крупную оргпреступность, не говоря уже о влиянии режиссера на детективный жанр.
Примечателен этот фильм-сериал также тем, что, возможно, впервые в истории мирового кино продемонстрировал то, как рождаются секс-символы. Роковая женщина Ирма Веп — один из центральных персонажей фильма, а образ затянутой в черное трико стройной женщины с большими выразительными черными глазами будоражил мужскую (да и женскую) часть аудитории. Исполнительница главной женской роли Мюзидора «рожденная в один год с Чаплином и постройкой Эйфелевой башни» под руководством Фейада не только искусно исполняла трюки, соблазняла и перевоплощалась, но и заложила принципы новой актерской игры. Он основывался на отказе от излишней жестикуляции в угоду редким выразительным жестам, символизируя отход от театральной традиции к суровой правде жизни.
Стоит принимать в учет и год создания «Вампиров» — 1915, разгар Первой мировой войны. Популярная в то время форма приключенческих сериалов была по душе зрителю, так как Франция, изображенная там, была довольно реалистичной, но в ней никоим образом не затрагивалась милитаристская составляющая действительности. Таким образом, Фейад и сотоварищи отображали подсознательное и естественное стремление народа к жизни без войны. И, возможно, поэтому подобная продукция на ура принимались как цивильными жителями, так и застрявшими на разных фронтах бойцами. А Ирма Веп стала не только кумиром молодежи, но и мгновенно устроилась исполнительницей главной роли в солдатских эротических фантазиях. Самолично воевавший больше года на фронтах Фейад лучше других своих коллег знал, что нужно бойцу в редкие минуты покоя. Популярность его серий была столь значительной, что их часто демонстрировали даже на вражеских фронтах.
Все эти факторы позволили «Вампирам» и своему создателю сделать нечто большее, чем обрести временную популярность и неплохой заработок. Снятый не для неизобретенного еще тогда телевидения он смог стать одним из немногих, а может и единственным подобным фельетоном, который прошел испытание временем, был разобран на цитаты и вышел за рамки однодневной продукции на уровень мировой классики.
Тарас Сасс