НИКТО НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ОДИНОКИМ
ВПРИТЫК (DUE DATE)
Жанр: комедийное роад-муви
2010, США, 100 мин.
Режиссер: Тодд Филлипс
В ролях: Роберт Дауни-мл., Зак Галифианакис, Мишель Монахэн, Джейми Фоккс, Джульетт Льюис
ОЦЕНКА: 3,5
Часто, увязнув в собственных планах на будущее и повседневной обыденности, некоторые из нас забывают о том, что в жизни есть место приключениям. Тем самым авантюрам, что будоражат кровь отважных путников, готовых бросить вызов, или сшибают с ног простых смертных, вынужденных против своей воли нарушить привычный ход вещей.
Но так как люди по природе тянутся к равновесию и размеренности, единственным выходом ощутить всю курьезность и привлекательность безумного хаоса в противовес будничной рутине является просмотр картин, подобных этой.
Господи, храни наших локализаторов. Разумеется, пройти мимо ленты с таким кричащим названием как «Due date» («Успеть вовремя», если интересно) было выше их сил. Результатом долгих бессонных ночей раздумий релиз-группы стало практически апофеозное для их творчества название «Впритык», весьма метко и грамотно сбивающее с толку, о чем, собственно, фильм. Нет, правда, что подумает зритель о картине с такой вольной вариацией названия и двумя обнимающимися парнями на фоне голубого неба? Подарите ребятам переводчик – здесь не про это.
На самом деле фильм о заурядном архитекторе Питере, которого играет Роберт Дауни младший (новый Шерлок, старый Старк, да и просто славный парень), желающем успеть к рождению своего первенца. И отделяют будущего папашу от счастливого мгновения несколько дней и пара тысяч миль. Казалось бы, при нынешнем развитии воздушного транспорта такое путешествие – плевое дело (рейс Oceanic 815 не в счет). Но будь все так просто, не было бы нужды выплачивать Роберту двенадцатимиллионный гонорар, да и вообще устраивать затею снимать подобное кино. По избитым законам жанра в исходно элементарное уравнение вклинивается переменная, бесцеремонно крошащая его на бессмысленный набор условных символов. Эта роль досталась забавному сорокалетнему крепышу с непроизносимой фамилией – Заку Галифианакису. Именно его герою – эпатажному начинающему актеру по имени Итан – предстоит на протяжении всей картины благополучно, хотя и невзначай, разбивать вдребезги все планы Питера.
В принципе, если убрать из описания картины имена двух главных актеров и вычеркнуть весь послужной список режиссера, то перед нами окажется ничем непримечательное «роуд бадди-муви», где парочка антиподов колесит через всю страну к заветной цели. Благо, рецептура этого кинококтейля составлена в правильных пропорциях, начиная от участия вышеупомянутых лиц до действительно качественных шуток. Конечно, ценителям тонкого английского юмора вряд ли придется по душе американский с прослоечкой из пирога, как и не найдет положительных откликов у тех, для кого все комедии с голливудских холмов представляются набором штампов и пошлостей – явление частое, но не постоянное. Филлипс – один из немногих режиссеров, кому не надо снисходить до этого уровня и полностью выстраивать повествование вокруг шуток, что называется, ниже пояса. Совсем без них, конечно же, не обходится – это не «Гарри Поттер», в конце концов, но главный акцент направлен на другое. Случайное знакомство с последующей ярой антипатией становится основой для сплетения каната прочных уз настоящей мужской дружбы, которая всегда была выше тех трудностей и противоречий (порой весьма нелепых), что встают у нее на пути. Ведь, несмотря на внешнюю невозмутимость и непоколебимую бодрость духа, Итан нуждается в Питере намного больше, чем потребность Питера успеть на рождение отпрыска. Он, как клоун Пальячи из несмешного анекдота, одинок в душе, но как истый актер тщательно скрывает это под маской инфантильного буяна.
Вечные истины, отраженные в ленте, быть может, кому-то уже изрядно наскучили. К тому же, после съехавшей в пропасть франшизы «Американский пирог» в компании с унылыми пародиями, Филлипс почти единственный, кто не снижает планку, фильм за фильмом выдавая стабильно смешную комедию, развлекая зрителя до приятной боли в животе от гомерического хохота. Иногда большего просто и не нужно. Достичь уровня прошлогоднего взрыва «Мальчишника в Вегасе» не хватило совсем немного запала: у трех парней в городе Греха все же несомненное преимущество перед парочкой, рвущей когти в Голливуд, да и Тайсона с тигром здесь определенно не доставало. Но против одного аргумента в пользу «Due date» не поспоришь – душевное кино. Именно за это жанр роуд-муви приводит людей в восторг: кто бы ты ни был, и кем бы ни был твой попутчик – если цель путешествия благородна, то ни один камень судьбы не сможет остановить его. Даже Джеймс Кэмерон.
Егор Пичугов