МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКА!
ИДИОТЫ И АНГЕЛЫ (IDIOTS AND ANGELS)
Жанр: злая сюрреалистическая сатира, мультфильм
2008, США, 78 мин.
Режиссер: Билл Плимптон
ОЦЕНКА: 4
Мультфильм Билла Плимптона «Идиоты и ангелы» - прекрасный пример совсем недетской сказки о посредственных людях с наличием сцен грубой жестокости, насилия, депрессивной атмосферы и скупым примитивным видеорядом, облеченным в столь же заунывные звуки музыки. По жанровым признакам это творение можно определить как жесткий трэш с элементами грубой сатиры.
Сюжет мультфильма сводится к весьма банальной схеме. Совершенно заурядному мечтателю, настолько заурядному, что даже не имеет значение, как его зовут, небесами дарованы крылья в качестве второго шанса. Он такого шанса не ожидал, а потому оказался 8 глубокой растерянности. Первая его реакция на выросшие крылья - стыд, который, в свою очередь, породил страх быть осмеянным толпой и желание избавиться от божественной ноши. Драма героя разворачивается в неказистой пивнушке с ее неказистыми обывателями, которые поглощены своими буйными фантазиями и не замечают друг друга.
Демонстрируя перед зрителем как бы две жизни (реальность и фантазию) каждого обывателя, Плимптон блестяще обрисовывает образ современного человека. Человека, привыкшего быть никем, быть частью безликой толпы, маленькой гаечкой 8 колесе невесомости. Человека, живущего только внутри себя, при этом своей внешней наружной оболочкой соответствуя общепринятой норме, чтобы общество не закрыло перед ним двери. Принимая установленные рамки, центральный персонаж прячется под личиной удобного стереотипа и живет чужой жизнью. Таким оказывается не только он, но и все остальные представители плимптонского человеческого зверинца. Чтобы показать, насколько человек отказался от себя, Плимптон красочно рисует взору зрителя фантазии своих серых героев. Фантазии, которые вдребезги разбиваются о лед убогой действительности и однообразности бесцельного существования. Это искусно подчеркивается примитивной абстрактной обрисовкой окружающего мира и болезненным акцентом на вырисовывании унизительных деталей жизни персонажей, в которых выражается их истинная «сучность» и мертвенность. По своей серости и безысходности манера отображения реальности Плимптона напоминает пьесу М. Горького «На дне».
В угоду богатству изображения деталей и как одолжение перед всеми языковыми барьерами персонажи не обладают способностью говорить. С позиции Плимптона люди абсолютно не слышат друг друга, а потому им не нужно общение. Оно для них обременительно. Каждый живет в своем собственном мире, своими страстями, своими страхами и фантазиями, и боится открыть для себя мир другого человека.
Вот такое несказочное унылое серое зрелище, облеченное в форму мультфильма, Плимптон предлагает на растерзание зрителя. Можно сколько угодно искать в мультфильме философский смысл или хотя бы подтекст, ведь, без сомнения, картина дает пищу для размышлений и множества толкований.
Наталия Шмелева