НОМИНАНТЫ ПРЕМИИ "ОСКАР-2011".
Делаем ставки, господа!
Болеем "за наших", проклинаем жюри, смеемся над комменторами
и делимся впечатлениями от церемонии награждения
НА ФОРУМЕ!
В то время, как прогнозы все еще остаются делом неблагодарным, мы все же самонадеянно решили слегка опередить время и представить на ваш суд и суд времени возможные варианты развития событий на предстоящей главной (по крайней мере, в глазах подавляющего большинства зрителей) кино-премии мира. С особым вниманием стоит подойти к основным номинациям, а остальные – мелкой дробью, штрих-пунктиром.
Текст является авторским и не отражает официальной позиции редакции, однако может оказаться полезным читателям в том случае, если они еще не определились за кого болеть на церемонии вручения «Оскар».
* * *
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
«127 часов»
Фильм поразительный по своей трагикомичной притягательности. Причем трагикомичность здесь не та, что в Бэтмене, например, где выдуманные злодеи пытаются выдуманным оружием погрузить в хаос выдуманный город (даже не мир). Здесь же зритель действительно имеет настоящую возможность посмеяться сквозь слезы, но посмеяться не в голос, а тихо, в душе, так, чтобы и в своей собственной жизни суметь выстоять и не пасть духом в любой беде. Картина достойна «Оскара» по всем параметрам, кроме одного: не тот размах, не тот пафос. Да и Дэнни Бойл еще не успел скопить достаточно пыли на премии двухгодичной давности.
«Боец»
Да простят нас роккиманы, но вся затея с ирландским аналогом держится лишь на великолепном Бэйле. Если бы фильм был о его персонаже и строился на попытке вернуть подававшее надежды прошлое в борьбе с крэком, а-ля «Рестлер», было бы более по-оскаровски. А так главный герой в исполнении Уолберга при живом Бэйле – это все равно, что в третьем ряду шестому слева ковыряться в носу палочкой Гергиева.
«Детки в порядке»
Заманчивый своей откровенностью и оригинальностью сюжет: лесби-пара, их взрослые дети и биологический отец-донор спермы, вносящий сумятицу в ставшую привычной нормальность не совсем нормальной семьи. Неплохая попытка укрепить ценности ячейки общества в самой, возможно, слабой, незащищенной и сомнительной ее форме. Все на уровне, даже голая Джулиана Мур есть, но «Оскару» нужны фильмы для всех, а не только от 18 и старше.
«Железная хватка»
Пародия на вестерн от Коэнов радует глаз архетипами и даже, ввиду пародийности, привносит что-то новое в жанр. Современному зрителю, по их мнению, уже не стоит серьезно рассказывать ковбойские байки, ведь и сами ковбои уже успели дискредитировать себя, причем и в высших эшелонах американской власти. Техасский рейнджер – это уже не Чак Норрис, подумали бесстрашные создатели фильма и с удовольствием высмеяли в лице Мэтта Дэймона символ американской мужественности. За самоиронию зачет, но если враги и дальше будут так легко дохнуть, саспенса Коэны не дождутся.
«Зимняя кость»
И снова неблагополучный север Соединенных Штатов, как и в «Железной хватке». И снова, как и там, главная героиня – девочка, судьба которой готовит ей испытания из-за проблем, связанных со смертью отца. Разница в том, что у Коэнов убийство родителя не следовало логике его образа жизни. А так же в том, что на «Зимнюю кость» ярлык вестерна даже с натяжкой не навесить из-за тотального уничтожения романтизированного образа ковбоя. Если такому фильму когда-нибудь дадут главную номинацию «Оскара», это будет означать, что насилие, подразумевающееся над телом, над духом, над психикой, будет признанно куда более эффективным кино-приемом, чем явное.
«Король говорит!»
Есть все, что нужно, плюс масштаб. И когда мы говорим «масштаб», то не имеем в виду кэмероновские бюджеты. Здесь речь о максимально заинтересованной зрительской аудитории, о чем как бы намекается в самом начале фильма, когда король Великобритании называется правителем 1/4 населения земного шара. Это КОРОЛЬ, друзья, и у КОРОЛЯ проблемы, и решить их поможет КОРОЛЮ мало того, что простолюдин, так еще и австралиец без специального образования. Принц и нищий, как это бывает на самом деле, а не в сказках.
«Начало»
Дебри, дебри, дебри… Кто забирался в глубины человеческого подсознания, без потерь оттуда вряд ли вернулся. Вот и Нолан по дороге туда и обратно, позабыл в лабиринтах сна, как по пути к холодильнику, самое главное: зачем он туда вообще шел. Не сказать, что в его «морозилке» мышь повесилась, но и не разгуляешься особо: волчок крутящийся и волчок упавший, – вот и весь наш рацион. Для кого-то это теперь важнейший вопрос в жизни, а кому-то еще и углеводов надо, потому что 56-ю фильмами с одним и тем же хитроумным, находчивым и подверженным безумству Ди Каприо многие уже сыты.
«Социальная сеть»
Отлично рассказанная история о том, как надо идти по головам. Это для одних. Для других – история одиночества в захваченном тобой мире. Для третьих – просто увлекательное приключение в джунглях цивилизации, рыночных отношений и информационных технологий. Все прекрасно, только слишком уж сомнительные ценности для неокрепшей подростковой психики.
«Черный лебедь»
С этим все сложно. Замысловатое перенесение сюжета Лебединого озера в жизнь главной героини: здесь вам и игра с подсознанием, не хуже, чем у Нолана, и борьба с собой и своими страхами, не призрачней, чем у Бойла, и фон событий, замешанных на классических традициях русского балета, не менее царственный, чем у Хупера. Картина виновна в одном – она вышла в один год с «Король говорит!», а там все сделано как по учебнику и без подозрительных экспериментов с отрыванием себе кожи.
«История Игрушек 3: Большой побег»
Как всегда все безумно трогательно, забавно и красиво, но это же мультик, господа. Если и стоило дать «лучший фильм года» анимации, то надо было сделать это пару лет назад. Валли – ты навеки в наших сердцах. *рисуем сердечко в воздухе*
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Колин Ферт («Король говорит!»)
Пожалуй, столь значительных и сложных ролей ранее в своей карьере Ферт не имел. Король Георг VI – личность в прошлом веке весомая, сплотившая нацию в борьбе с мировым злом. Том Хупер показал нам, какое значение в становлении величия государя имеют его подданные, а именно – наиважнейшее. В связи с чем мы увидели сначала наследника престола, а потом и Его величество, прежде всего, как ранимого, нуждающегося в поддержке, зажатого в тиски между статусом царской крови и приземленным несовершенством природы homo sapiens человеком. Представьте, если бы Александр Невский, например, страдал хроническим поносом. Хотя некоторые источники и так называют его полутораметровым толстячком.
Джесси Айзенберг («Социальная сеть»)
Наверное, именно таким мы и представляли себе самого молодого миллиардера в истории. Холодный, расчетливый, прозорливый, одержимый и в целом типичный для нашего времени подросток. Взгляните на любого юнца с квадратными от монитора глазами, знакомого с «С++», картина будет та же, с той лишь разницей, что не у всех однажды загорается лампочка над головой и с уст просится емкая цитата Архимеда.
Джефф Бриджес («Железная хватка»)
Харизматично-статичное лицо Бриджеса относится к тому типу физиономий, которые и в музее Мадам Тюссо будут вызывать трепет, приковывая к себе внимание посетителей. Все в лучших традициях Клинта Иствуда, которому для передачи абсолютно любых эмоций героя требовалось всего-навсего с ловкостью однорукого жонглера перекинуть сигарный обрубок из одного уголка рта в другой. В «Железной хватке» у Бриджеса-Кутузова средств художественной выразительности было и того меньше.
Джеймс Франко («127 часов»)
Удивительно, насколько раскрылся в этой роли Франко. Мало кто ждал от него чудес перевоплощения. А он чудес и не показал, ведь все происходившее с его персонажем – не вымысел, по крайней мере, в общих чертах. Аарон Ролстон – имя, ставшее, благодаря Франко, в один ряд с Мересьевым, Конюховым и Джеком Воробьем. Но и не без своей изюминки. Отчаянная борьба за жизнь идет здесь рука об руку с безжалостной переоценкой ценностей, поданной на ироническом блюде с золотой каемочкой. К сожалению, золотой лишь в плане вечной первостепенности заявленных принципов, но не в смысле оскаровского отлива.
Хавьер Бардем («Бьютифул»)
Фильм еще не вышел в прокат, поэтому, собственно, и темы для разговора нет. Однако опираясь на прошлый опыт вручения премии в этой номинации актеру иностранного фильма, можно смело предположить, что подвиг Роберто Бениньи вряд ли повторится в скором времени.
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Мишель Уильямс («Голубой Валентин»)
«Голубой Валентин» – тихая, мирная, малобюджетная, упрощенная версия «Вечного сияния чистого разума». Хотя упрощенная ли? На самом деле тут все усложняется мало того, что большей реалистичностью происходящего, так еще и присутствием Мишель в главной роли. Персонаж писался специально под нее и, видимо, картина стала яркой иллюстрацией реальных отношений актрисы с покойным Хитом Леджером. Героиня Уильямс проходит все этапы от легкой беспечной влюбленности до набившей оскомину и приносящей все новые каждодневные разочарования семейной жизни прямо у нас на глазах. Казалось бы, за такую искренность вкупе с отличным исполнением «Оскар» напрашивается сам собой, но все будет зависеть от того, насколько параллельны для академиков линии жизни и кино.
Николь Кидман («Кроличья нора»)
«Кроличья нора», возможно, один из самых «узкопрофильных» фильмов, представленных на рассмотрение жюри. Досмотреть до конца его смогут по большей части те, кто в недавнем прошлом потерял кого-то из близких. Смотрибельность падает и из-за строгой «вышепоясности» картины: глядя на всегда сногсшибательную Кидман, весь фильм не перестаешь задаваться вопросом «она правда так постарела или это грим?», ее партнером же стал, наверное, самый асексуальный из топ-актеров Голливуда Аарон Экхарт. Сделано это намеренно, чтобы сконцентрировать зрительский глаз, ум и сердце на таких вещах, о которых что ни скажешь, все фальшиво, поэтому лучше показать. Вот и подумайте, какую работу пришлось проделать похитительнице мужских сердец Николь, чтобы соответствовать и, конечно же, превзойти в этом плане милого, но как будто совсем бесполого Экхарта.
Аннетт Бенинг («Детки в порядке»)
Те, кто посмотрел «Детки в порядке», наверное, согласятся с тем, что козыри этой картины не столько в актерской игре, сколько в интригующей экзотичности сюжетной линии. Первая любит вторую, вторая любит первую, третий любит вторую, вторая все еще любит первую, но утешение находит у третьего, и тут еще дети под ногами болтаются. Бенинг не расширила для нас представление о сильной женщине-главе семьи. Она лишь поставила этот образ на твердые рельсы, которые, возможно, проложат кому-то путь в обход всех сопутствующих силе слабостей и потерь.
Дженнифер Лоуренс («Зимняя кость»)
У Дженнифер и Хейли Стайнфелд из «Железной хватки» схожие роли. Обе девочки вынуждены решать не по годам серьезные задачки, мирясь с судьбой (читай: жестоким миром взрослых), отнявшей у них детство. Героиня Лоуренс, правда, совсем уже ничего общего с ребенком давно не имеет. По сути, она представляет собой этакий трактор «Беларусь» из плоти и крови, который прет напролом по любым ухабам, не взирая на дождь, снег и сумасбродного батьку. Дженнифер могла бы побороться за награду, имей она с Хейли еще и общую номинацию, но здесь конкуренция слишком высока.
Натали Портман («Черный лебедь»)
Многим готова жертвовать Портман ради достижения идеала в каждой из своих актерских работ. Авторитет системы Станиславского с годами не сдает своих позиций, а лишь крепчает, опираясь на хрупкие плечи таких, как Натали. Хотите сыграть ту, что мечтает танцевать лебедя на балетных подмостках? Тогда будьте добры нацепить пуанты и провести год у станка, занимаясь в среднем по 5 часов в день, потрудитесь сбросить примерно пятую часть своего веса и не забудьте про сломанные ребра и сотрясение мозга. Чем же она тогда отличается от Джеки Чана, спросите вы? Просто, глядя на него, вы не броситесь кому-то звонить и в настойчивых тонах рекомендовать: «Срочно посмотри “Черного лебедя”! Там ты!»
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Кристиан Бэйл («Боец»)
Странно все с этой картиной. Фильм называется «Боец», и главную роль в нем играет не Бэйл, но вот уж кто действительно в истории показывается бойцом, так это он. Именно герою Кристиана приходится сначала, заглушая боль наркотиками, мириться с мыслью, что когда-то он мог стать лучшим, но не стал, а потом бороться с пагубным пристрастием. Ради брата, ради сына, ради себя, ради последних капель достоинства в измученном теле бойца. Бэйл предстал таким, каким мы его еще не видели. На первых порах мы еще сомневаемся: это же Брюс Уэйн, исхудавший, опустившийся, стремительно лысеющий, но Бэтмен! Но спустя минуту-другую, это уже не только не гроза преступности, это даже не Кристиан Бэйл! Это человек с улицы, персонаж с нарушенной психикой и социально не адаптированный элемент. Можно поспорить, актер и плешь себе сам выбрил! Никаких накладок и париков! Учитесь, господа лицедеи!
Марк Руффало («Детки в порядке»)
Марку была доверена роль яблока раздора и одновременно лакмусовой бумажки в непростом вареве лесби-семьи. Персонаж сложностью характера и противоречивостью действий не отличающийся. Детям хороший друг и наставник, одной из мамаш удобный любовник и объект для самоутверждения. Его поведение настолько просто и предсказуемо, что в какой-то момент начинаешь подозревать в нем Тартюфа, но куда там. Увы, замахиваться на Жан-Батиста нашего тут ни у кого и в мыслях не было. И даже его внезапная влюбленность кажется всего лишь глупым розыгрышем.
Джереми Реннер («Город воров»)
Вторая режиссерская работа Бена Аффлека изобретательностью не блещет. Все сделано четко и осторожно, чтобы не вышло комом. В итоге, не сказать, что блин идеально ровный и румяный, но как минимум съедобный, а как максимум, хочется попросить добавки. Роль Реннеру отведена схематичная: страсти накалять, палку перегибать, опасности главного героя подвергать, в конце торжественно скончаться под градом пуль врагов. С чем он и справился. Никаких претензий ни у нас к Джереми, ни у Джереми к академикам быть не должно.
Джеффри Раш («Король говорит!»)
Овации и низкий поклон Джеффри за мастерски воссозданный образ человека, сумевшего лишь силой своего характера заставить короля Британской Империи быть послушным пациентом и учеником простолюдина. Игра «на тоненького», игра «на цыпочках», тот случай, когда внимательный зритель придает значение каждому движению бровей и подергиванию нижней губы. В достойной схватке с Бэйлом Раш уступит разве что в эксцентричности и эффекте неожиданности.
Джон Хоукс («Зимняя кость»)
Угрюмый персонаж Хоукса угрюм и убедителен в этом ровно настолько, насколько вообще может быть таковым по сути конченый человек, влачащий жалкое существование на самом дне жизни. Оборотная сторона так же имеется в наличии: в ключевой момент он наглядно демонстрирует нам, что и в медленно, но верно угасающем теле, все еще может оставаться нетленный дух, способный на подвиги. Подвиг тут, конечно, не бог весть какой, но в контексте повествования для создания характерной роли достаточно. Боль, объемность, жертва – все есть, а вот чего маловато, так это хронометража и сюжетной вовлеченности. Про героя Джона Хоукса в «Зимней кости» можно еще отдельный фильм снять.
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Эми Адамс («Боец»)
Довольно линейная роль в заурядном фильме. Не знаем, какая ставилась перед Эми задача, но героиня вызывает одно раздражение своими вечными метаниями: хочу – не хочу, буду с ним – не буду с ним. В итоге одна из ключевых героинь превратилась во взбалмошную капризную бабенку.
Мелисса Лео («Боец»)
Персонаж многодетной и при этом на удивление стройной матери главного героя хорошо прописан и вкупе с семью дочерьми должен был привносить легкое ощущение киношности, нереальности всего происходящего. Можно сказать, что Лео справилась, но от того ее игра не вызывает больше сочувствия, напротив: минуты с десятой ей непрерывно хочется заткнуть рот.
Хелена Бонем Картер («Король говорит!»)
Супругу наследника трона сыграть – это вам не поле перейти. Супругу мудрую, терпеливую, несущую нелегкое бремя королевского образа жизни, когда «твоя жизнь уже тебе не принадлежит». Все это Хелена с блеском воплотила на экране, как и положено высококлассной актрисе. Почему не наиграла на «Оскар»? Нерв не тот. А впрочем, черт его знает. Интуиция!
Хейли Стайнфелд («Железная хватка»)
Вы не задавались вопросом, почему американские дети так хорошо играют? Возможно, дело в режиссере. Наши-то все уже давно «испорчены» Грачевским. Возможно дело в селекции. Звягинцев же тоже где-то откопал. Как бы то ни было, юная Хейли производит неизгладимое впечатление. Настолько убедительно взрослых 14-летних девочек, бросающихся на опасные поиски убийцы своего отца, мы в кино больше не встречали. Несомненно, на пользу ей пошло и непримелькавшееся лицо.
Джеки Уивер («Царство зверей»)
Мамаша Гавс была убедительна лишь в своей беспомощной идиотичности. Никакой драмы матери преступного семейства, потерявшей в жестокой схватке с законом почти всех своих отпрысков, нет и в помине. Перед съемками Джеки Уивер следовало ознакомиться с одной из блистательных работ Нонны Викторовны Мордюковой.
ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР
Джоэл Коэн, Итан Коэн («Железная хватка»)
Коэны пошли на эксперименты со святым, ведь «мы выросли на фильмах про ковбоев». Жанр довольно консервативный. Ну да ладно, не будем брюзжать, как старые перечницы. В фильме есть изюминка, виден мастерский почерк, но, черт возьми, где акценты? Сначала мы скачем арестовывать отцеубийцу, потом сводить старые счеты, потом хотим спасти девочку и, в конце концов, понимаем, что фильм был вообще не об этом. Глаза разбегаются.
Дэвид О. Расселл («Боец»)
О. Рассела хочется одновременно и поблагодарить за невиданного доселе Кристиана Бэйла, и отправить на курсы повышения квалификации за невыразительнейшего «Рокки» в исполнении Уолберга. Герои 2-го тире 56-го плана затмевают главного не хуже роя мух… впрочем, не будем об этом.
Том Хупер («Король говорит!»)
Видимо, опыт съемок сериала о другой царственной особе, Елизавете I, сказался – Хупер выдал безупречный кино-продукт. Его нельзя назвать прорывом, вехой кинематографа, фильмом на века, но свое место в истории он, безусловно, застолбил. И место это называется «Вот так надо снимать кино. А когда научитесь так, то можете попробовать сотворить что-то гениальное».
Дэвид Финчер (Социальная сеть)
Ну что мог сделать Финчер, когда сама история диктует свои правила, особенно учитывая доброе здравие в реальной жизни всех действующих лиц. Только расставить акценты. Что он и сделал. Главный прототип даже посчитал, что его личной жизни уделено слишком много внимания. Режиссеру негде было разгуляться, и нам достался добротный фильм, без явных изъянов, но и не выдающийся.
Даррен Аронофски («Черный лебедь»)
Аронофски в свойственной ему манере все очернять, не мог не уцепиться за историю о черном лебеде. Перечернил ли? Не исключено. А по-честному, просто бюджета не хватило на действительно крупномасштабное воплощение прекрасной задумки.
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ
Кристофер Нолан («Начало»)
Так лихо закрутил сюжет Нолан, бросая нас то в жар, то в холод, что сам же потом и заблудился. Максимальное количество захватывающих перипетий на квадратный метр кино-пленки и постоянное хождение по лезвию бритвы делают свое дело для кассовых сборов.
ЛУЧШИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СЦЕНАРИЙ
Дэнни Бойл, Саймон Боффи («127 часов»)
Трудно судить, не будучи знакомым с исходником, но превращение в принципе старой, как мир, легенды о лягушке, которая в кувшине с молоком масло взбила, в настолько пронзительную и смотрибельную при минимуме примененных кино-фокусов историю стоит поощрить и поставить на полку рядом с видео-уроками драматургического мастерства.
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
«История Игрушек: Большой побег»
Если за время просмотра вы не всплакнули, как минимум, 38 раз, вы – черствый бессердечный человек, идите, продолжайте переманивать на Темную Сторону податливых юных падаванов.
ЛУЧШИЙ САУНДТРЕК
Трент Резнор и Аттикус Росс («Социальная сеть») или Алла Ракха Рахман
(«127 часов»)
Первый полноценный саундтрек к фильму фронтмена Nine Inch Nails и при автономном прослушивании доставляет немало, и фильму придает динамики и, пожалуй, даже слегка надуманной напряженности, не младенцев же они там расчленяют, право слово. Не смотря на это, все-таки отдадим предпочтение Рахману с его песенным уклоном. Уж больно гармонично звучит голос Dido в момент смешанных от счастливого спасения и нового рождения чувств Аарона Ролстона. Хотя наличие уже одного «Оскара» в кармане может подпортить индийцу всю «малину».
ЛУЧШАЯ ПЕСНЯ
"If I Rise" (1«127 часов»)
Соответственно.
ПРОГНОЗ АВТОРА:
Лучший фильм – "Король говорит!"
Лучшая мужская роль – Колин Ферт ("Король говорит!")
Лучшая женская роль – Натали Портман ("Черный лебедь")
Лучшая мужская роль 2-го плана – Кристиан Бэйл ("Боец")
Лучшая женская роль 2-го план – Хейли Стайнфелд ("Железная хватка")
Лучший режиссер – Том Хупер ("Король говорит!")
Лучший сценарий – Кристофер Нолан ("Начало")
Лучший адаптированный сценарий – Дэнни Бойл, Саймон Боффи ("127 часов")
Лучший анимационный фильм – "История игрушек: Большой побег"
Лучший саундртрек – Трент Резнор и Аттикус Росс ("Социальная сеть") или Алла Ракха Рахман ("127 часов")
Лучшая песня – "If I Rise" ("127 часов")
Валерий Акимов