Несмотря на начало весны, цветочный бум и лишний выходной, Международный женский день остается понятием скользким и, так сказать, идеологически неуверенным.
В нем как-то переплелись общественно-политический пафос, часто не осознаваемый сексизм (мол, самый раз и о женщинах вспомнить) и наивный романтизм. Опасаясь навернуться на витиеватом пути рассуждений по поводу, постараюсь направиться в кинематографическое русло.
Фильмов про этот праздник, слава богу, не знаю, а вот лент о женщинах – премного. Как правило, они не касаются торжественного почитания этих загадочных и, будем говорить, прекрасных существ, а обращены к художественному осмыслению характеров и судеб их обладательниц. Хотя некоторые совмещают и то, и другое, но все равно получается, что-то необычное. Из-за этой необычности самыми подходящими к случаю фильмами мне кажутся
«Девственницы – самоубийцы» и
«Пикник у Висячей скалы».
Вот уж где чарующая поэзия кино, которая воспевает красоту и истинно женские качества, возвеличивая их до абсолютного растворения во всем мировом эфире.
Но вместо того, чтобы плодить дифирамбы классическим и зарубежным фильмам, я подвергся неожиданному влиянию патриотических чувств и вспомнил хорошо известную, но все-таки не очень популярную картину
«Ребро Адама». Снятая еще в СССР, но уже про Россию, она вошла в число тех фильмов, которые открыли собой новый безрадостный период отечественного кино. Когда государство забило на культуру, а бизнеса еще не было, когда на экранах торжествовала «чернуха», а страна, уставая от разом накинувшихся перемен, погружалась в болото невежества. Было принято снимать либо «ни-о-чем», либо «на злобу дня». В это время нормальным фильмом был «Астенический синдром» Муратовой, а картина Криштофовича – явный анахронизм. В ней вроде и пейзаж за окном вовсе не лепота, а скорее наоборот – промозглое уныние в антураже депрессии, но от ощущения разбухающей жизнерадостности все равно не скрыться.
Привязка к эпохе, конечно, ощущается, но где-то на периферии, потому что в фокусе – лишь 3 героини и их трагикомичные истории. Сюжет в чистом виде – никчемная банальность, а важны здесь только разные наслоения, случайные ремарки и, безусловно, жизненность. Фальшь, чисто киношные ходы и рояли в кустах не найти даже с микроскопом. Каждое утро стареющая мать и две дочери с 10-и летней разницей в возрасте забавно переругиваются, и эти скетчи можно заносить если не в шедевры, то уж точно - в достояния отечественной комедии. У каждой дамы есть свой герой-любовник и свая бытовая романтика. К финалу же все сюжетные линии сходятся на обломках чувств и у разбитого корыта. Кажется, авторы тонут в выводе, под названием «Все мужики – козлы», но это лишь уловка, чтобы показать ту незримую силу, которую олицетворяют героини и которая, подобно живой воде, превращает безволие в силу, горе в счастье и обреченность в надежду.