За звание титульного фильма года боролись три культовых режиссера – Дэвид Финчер, Джеймс Кэмерон и Квентин Тарантино. Каждый старательно проталкивал свои детища, но поклонники Финчера не смогли поголовно принять неожиданную смену курса своего кумира и нарекли «Загадочную историю Бенджамина Батона» претенциозной, затянутой и попросту неприподъемной. А зрелищная схватка двух живых классиков, создавших народных любимцев буквально на коленке («Бешеные псы», «Терминатор») и представивших на этот раз стопроцентно авторские проекты, неожиданно закончилась победой молодого, но очевидно уже претендующего на культовость Зака Снайдера.
ФИЛЬМ ГОДА:
ХРАНИТЕЛИ
НЕМНОГО НЕ ДОТЯНУЛ:
БЕССЛАВНЫЕ УБЛЮДКИ
ПЫТАЛСЯ, НО НЕ СМОГ:
АВАТАР
ДРУГИЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ:
ЗАГАДОЧНАЯ ИСТОРИЯ БЕНДЖАМИНА БАТТОНА
ЛУНА 2112
АНТИХРИСТ
ПРОРОК
ШЕРЛОК ХОЛМС
Отметим тот факт, что все фильмы, занявшие первые три места нашего хит-парада – УЖЕ культовые. Обычно, чтобы получить право назвать столь громким словом какую-нибудь ленту нужно ждать не один год, но в данном случае ситуация подозрительно очевидная.
Безукоризненно точная экранизация культовой графической новеллы «Хранители» просто обречена повторить успех первоисточника. «Бесславные ублюдки» вернули эпатажного Тарантино в высшую лигу; теперь киноманы поминают всуе не только первые две его работы, но и горячо обсуждают последнюю, иногда даже ставя ее в один ряд с «Криминальным чтивом». Ну а «Аватар» попросту стал самой кассовой картиной в истории, что говорит само за себя. Согласитесь, что такое – возрождение двух звезд и рождение сверхновой, до того не подававшей особых надежд – случается далеко не каждый год.
Любопытно, что как раз гостеприимно-трехмерный, тепло принятый публикой, дружелюбный и по-хорошему простой фильм Кэмерона замыкает тройку лидеров, в то время как суть его оппонентов гораздо сложнее и подходит далеко не всем. Нешаблонные повествования оказались нам ближе, чем проверенный временем классический сюжет. Поклонники «обиженного» «Аватара» могут возразить, что мы несправедливы, ведь Кэмерон создал Пандору в своем воображении сам, как и Тарантино Ублюдков, а Снайдер лишь нагрел руки на уже вылизанной до блеска работе Алана Мура. Но знаете, создать на основе признанного шедевра произведение, не уступающее ему – ничуть не легче, чем сделать что-то принципиально новое и качественное. Да и на минуточку, новизна «Аватара» чисто техническая. Трехмерный прорыв – это здорово, но 3D изобрели десятителия назад, а суть истинного нововведения «Аватара» – инструмент, предназначенный отнюдь не зрителям, а киноделам. Вот для них фильм Кэмерона – действительно икона. Для Тарантино же «Бесславные ублюдки» во многом не просто знаковый фильм, а даже шаг назад. Славящийся нелинейным повествование, страстью к экспериментам (анимационные вставки в «Убить Билла», например, или признание в любви к трэшу «Грайндхаус») Квентин на этот раз мастерски процитировал уныло-классический кинематограф, а о его почерке в фильме говорит разве что обилие диалогов. Даже хваленой нелинейностью, присутствующей в виде «пасхалки» и в «Доказательстве смерти», здесь не пахнет.
На этом фоне нежданный прорыв Снайдера выглядит еще более значительным. А то, что не все понимают/принимают фильм, ну так на то это и искусство, чтобы не быть однозначным. Если сравнивать «Хранителей» с тем же «Аватаром», то мы не вспомним ни одного момента, который бы заставил зрителя вытаращить глаза и радостно пускать слюни. Зато были откровенные сцены, заставляющие стыдливо отводить глаза. Что более ценно – каждый решит для себя сам, ну а мы уже решили.
По результатам опроса редакции «Бесславные ублюдки» и «Аватар» при небольшой разнице в голосах между собой от лидера отставали довольно серьезно, как, впрочем, и от других претендентов на теплое место фильма года. Пожалуй, последних стоит помянуть отдельным словом. «Загадочную историю Бенджамина Батона» мы отмечали выше но ситуация с ней сложилась непонятная. Довольно кассовые актеры, именитый режиссер и оригинальная сюжетная завязка почему-то не заставили идти зрителей в кино. Но Финчер еще свое возьмет, да и кредит доверия у него такой, что не позавидует разве что Кэмерон. Ну а на сегодня – наше почтение и четвертое место. Следом за которым вплотную идут неожиданно знатный дебют Дункана Джонса о проблемах существовании на темной стороне Луны, неожиданная заявка Ларса Фон Триера в жанре триллер и олдскульная гангстерская постановка француза Жака Одиара, неожиданно ставшая одним из самых заметных фильмов года. В общем, сплошные неожиданности. Замыкает список лучших первый американский блокбастер первого английского хулигана Гая Ричи, которому завидует Дэвид Финчер. У англичанина-то схема «имя режиссера + популярные актеры + нетривиальная история» сложилась в закономерный итог – «ожидаемый успех». Хотя, нет. Тоже неожиданный. Все-таки сборы оказались повыше прогнозируемых. Бедный Финчер.
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<