"Фильм года" - странная номинация, ведь мы выбираем лучший фильм "вообще", а такое понятие математически не рассчитаешь. В этом году за звание Самого-самого боролись 5 лент из 6, что были представлены в номинации "Лучший режиссер". Но расклад совершенно иной. Потому что Фильм года складывается не только из грамотной режиссуры, но и из сценария, актерской игры, запоминающихся моментов, ярких героев, злодеев и персонажей. А также еще из миллиона тонкостей, вроде работы оператора, композитора, осветителей, гримеров, костюмеров, декораторов...
3 МЕСТО:
Начиная с 1992 года, когда он поставил "Чужого 3", каждая новая работа Дэвида Финчера оказывалась в центре внимания общественности. Она не обязательно становилась прокатным хитом, но непременно находила своего благодарного зрителя. Постепенно почти все они приобрели культовый статус и признание массового зрителя - редкий режиссер может похвастаться сразу четырьмя своими фильмами в знаменитом топ-250 на КиноПоиске. "Исчезнувшая" стала пятой. Да еще и оказалась самой коммерчески успешной лентой в фильмографии Финчера со времен, страшно сказать, "Семи", т.е. аж за 19 лет.
И радует, что режиссер, ставший откровенно популярным и прибыльным в глазах продюсеров, не изменил себе и по-прежнему снимает напряженные и мрачные ленты. "Исчезнувшая" поначалу кажется наиболее приземленной из всех - здесь нет шокирующих сцен и убийц в кадре, а расследование по своему масштабу и близко не стоит с тем же "Зодиаком", но это только первая половина фильма. Во второй появляется и лютый злодей (да, не Джон Доу, но все равно отменный), и кровь (не только вытертая на кухне), и неоднозначные отношения между персонажами, вызывающие ностальгию по "Игре", где главный герой неожиданно получил весьма яркие и острые впечатления, балансируя на грани между жизнью и смертью.
В общем, это старый добрый Дэвид Финчер, тот самый которого мы ценим и любим. Только, пожалуйста, больше никаких ремейков! Одной "Девушки с татуировкой дракона" было более чем достаточно.
2 МЕСТО:
Хвалебные эпитеты в духе "волнующий" и "поразительный" на локализованном постере "Одержимости" сперва могут оттолкнуть, вызвав недоверие. Однако во время просмотра все сомнения рассеиваются практически сразу, и приходит понимание того, что эти похвалы – не пустой звук. Дэмьен Шазелл снял действительно потрясающий фильм: напряженный, мощный, интригующий, драматургически выверенный. Дуэль между деспотичным наставником и упертым учеником затягивает и не отпускает до финальных титров, зажигательные джазовые мелодии и виртуозная игра на ударной установке приятно ласкают ухо, постепенно нарастающий саспенс заставляет пожалеть о том, что во время сеанса было выпито слишком много колы.
Психологический накал достигает своего апогея в эффектной концовке, где, вместе с главным героем, зритель может испытать натуральный катарсис. И даже если вы далеки от джаза и таких понятий, как «хэт» или «крэш», не беда. В конце концов, музыка для Шазелла – лишь инструмент, с помощью которого постановщик мастерски дергает за нужные веревочки. А самое главное, что здесь действительно никто не фальшивит.
Гран-при фестиваля Сандэнс и пять номинаций на "Оскар" (в т.ч. и за Лучший фильм) говорят сами за себя. Да что там Оскар, "Одержимость" в списке лучших фильмов года от "25-го кадра"! А это дорогого стоит.
1 МЕСТО:
Увы, "Интерстеллар" не идеален. Его масштабность является не только плюсом, но и минусом. Все-таки почти трехчасовой хронометраж может многих отпугнуть еще на этапе подготовительного знакомства с фильмом. Да и сценарий в определенный момент уходит в столь глубокие теоретические дебри, что это смазывает всю концовку. Но общее впечатление от фильма, даже несмотря на те несколько минут, способных просто уничтожить иную ленту, все равно остается положительным или даже восторженным, что свидетельствует о невероятном запасе прочности этого фильма. В чем же его секрет?
Возможно, все дело в космосе. В отличие от враждебной пустоты "Гравитации" и бесшабашных аттракционов "Стражей Галактики", космос здесь предстает не просто безграничным пространством, в котором действуют герои, но местом, куда так хочется попасть. Местом, манящим зрителя и обещающим долгое, невероятное путешествие, раздвигающее границы нашего воображения. Это не "Звездные войны" и "Звездный путь", где чуть ли не на каждой планете вас ждут разноцветные пришельцы, это Вызов. Это могущественные силы природы, которая не может быть доброй или злой, а только величественной. В сравнении с ЭТИМ мы легко осознаем сегодняшнюю ничтожность и будущий потенциал всего человечества. Но что еще важнее - мы обязательно отправимся в это путешествие. Потому что дух первооткрывателей никуда не делся. Главное, дождаться развития технологий, а до той поры пожалеть нашу старушку-планету.
"Интерстеллар" достоин звания лучшего фильма года уже хотя бы за то, что вновь открывает у зрителя возможность мечтать. О неизвестном будущем, о бескрайних просторах и открытиях, которые как-то незаметно чуть было не ушли из нашей жизни, стоило нам отвлечься на выбор лучших сериалов или спецэффектов. Нолан взял нас за шиворот и хорошенько встряхнул, заставив оторваться от планшетов и посмотреть на звезды. Спасибо тебе, Кристофер!
Игорь Талалаев,
Денис Федорук
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ
ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1. Интерстеллар
2. Исчезнувшая
3. Отель "Гранд Будапешт"
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
ФИЛЬМ ГОДА 2013:
1. Гравитация
2. Джанго освобожденный
3. 12 лет рабства
ФИЛЬМ ГОДА 2012:
1. 007: Координаты "Скайфолл"
2. Операция "Арго"
3. Стыд
ФИЛЬМ ГОДА 2011:
1. Субмарина
2. Меланхолия
3. Драйв
ФИЛЬМ ГОДА 2010:
1. Начало
2. Социальная сеть
3. Серьезный человек
ФИЛЬМ ГОДА 2009:
1. Хранители
2. Бесславные ублюдки
3. Аватар
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<