По счастливой случайности сегодня удалось побывать на встрече с обладателем «Серебряного медведя», оператором фильма «Как я провел этим летом» Павлом Костомаровым, который на меня произвел очень хорошее впечатление. Очень скромный, позитивный и спокойный молодой человек, у которого нет ничего общего с высокомерным пафосом отечественного кинематографического бомонда. После общения с ним ничуть не удивлен, что у него с Попогребским получилось очень хорошее кино. Видно потому, что ничего общего с существующей системой в кинематографе они не хотят иметь. Павел говорил, что независимый режиссер в современной России должен сам найти финансы для фильма, а потом еще финансы, чтобы этот фильм показать зрителю. Другой путь – конформизм и прогибание.
В двух словах Павел рассказал о ситуации в кинопроме с дикими откатами, коррупцией и прочими прелестями, вспомнил про "маразм Михалкова" и рассказал, как был на сьемках "Трудно быть Богом" Германа, которого он, как и все мы, очень ждет. Причем не просто был, а он со своим товарищем Антуаном сделал фильм о съемках фильма «Трудно быть Богом», который они сейчас монтируют.
Также Павел показал интересный документальный фильм "Вдвоем" (под собственной режиссурой) про супружескую пару колоритных украинских художников со Львова (вернее, зимой они живут в городе, а летом уезжают жить на хутор в Днепропетровскую область). Красивая документалка, которая концентрируется не столько на творчестве, сколько на людях, которые творят, и на их взаимосвязи. Очень своеобразная супружеская пара преклонного возраста, от которых, тем не менее, аж брызжет энергия. Героиня, кстати, выдает очень дельные и интересные мысли по поводу отношений мужчины и женщины, а герой просто настоящий вулкан энергии и идей. Павел услышал о них в Москве на одной из выставок, и настолько заинтересовался, что поехал к ним, и, в итоге, снял о них кино. Героиня была лично на встрече, а ее муж, увы, заболел и не смог присутствовать.
Вспомнил также Костомаров о суровых съемках на Чукотке, где 14 мужиков без женщин три месяца делали лучший российский фильма прошлого года.
Павлу довелось работать с такими известными режиссерами как Учитель, Лозница, Попогребский. На мой вопрос о том, с кем ему проще всего работалось, назвал Попогребского, но отметил, что все они сильно отличаются друг от друга как по взглядам, так и по характеру. С некоторым недоумением отреагировал на вопрос о том, с кем бы из мировых режиссеров хотел поработать – сказал, мол, меня и наши режиссеры, с которыми я уже работал, вполне устраивают.
На вопрос о любимых фильмах немного стушевался, сказал, что с ходу так назвать сложно, но вспомнил про «Мой друг Иван Лапшин» – фильм после которого он проникся творчеством Алексея Германа старшего. Среди его любимых режиссеров Трюффо, Дарденны и Кесьлевский.
После встречи удалось перекинутся с ним несколькими словами, между прочим, высказал ему респект за работу в КЯПЭЛ и большое спасибо за то, что его манера общения столь по-хорошему европейская и не наследует наших «великих» (доводилось их видеть вживую…).
Ведь за человека должны говорить его дела, в первую очередь…
Больше бы таких людей, и будущее у отечественного кино точно будет.