ДА УЖ, КВЕСТ И ПРАВДА НЕ ОЧЕНЬ…
ХРАБРЫЕ ПЕРЦЕМ (YOUR HIGHNESS)
Жанр: глумливое фэнтези
2011, США, 102 мин.
Режиссер: Дэвид Гордон Грин
В ролях: Дэнни МакБрайд, Джеймс Франко, Расмус Хардайкер, Натали Портман, Тоби Джонс, Джастин Теру, Зои Дешанель, Чарльз Дэнс
ОЦЕНКА: 2,5
PRO
Кино-фарсы нынче редкий гость на экране, без преувеличения находящийся на грани исчезновения. Тарантино с «Бесславными ублюдками», братья Коэн («После прочтения сжечь») и французы со своими Астериксом и Обеликсом – вот по большому счету и все, что было в жанре за последние годы. «Храбрые перцем» без проблем найдут себе место среди менее успешных из них, а также среди самых смешных кинокомедий этой весны, подогрев публику в преддверии четвертых «Пиратов Карибского моря».
Правда, публика должна осознавать, что юмор здесь всегда ниже пояса – начиная от слогана фильма, заканчивая трофеем, оторванным у минотавра. Кроме того, «Your Highness» – вершина идиотии отечественных локализаторов, худшей адаптации названия западного фильма еще не было. Только это каким-то странным образом вписывается в концепцию картины, выбранную Дэвидом Грином. Здесь абсурдно все. Чего только стоит пророк-содомит или персонаж второго плана, не желающий умирать, удивляя тем самым главных героев ленты.
Авторы фильма намеренно не стали сглаживать острые углы, сняв сказку в духе немецких молодежных комедий: некоторые эпизоды за гранью этики, зато почти все они вызывают гомерический хохот. Только персонаж Натали Портман пытается оставаться серьезным в этом празднике идиотизма, но всеми своими действиями подыгрывает царящему в фильме безумию. А тандем Грин-Франко мог бы стать залогом убойной комедии, если бы не кассовый провал фильма. Как-то несправедливо зритель обошелся с творением Дэвида Гордона Грина, но и предыдущая их совместная работа не была хитом.
Кино на любителя, и этот любитель должен уйти довольным, ибо «Храбрые перцем» – комедия без претензий для непретенциозного зрителя, фильм развлечение, по большому счету одноразовое. Зато такие фильмы обходятся без всякой морали, заряжая зрителя исключительно положительной энергетикой.
Василий Бессовестный
CONTRA
Фильм откровенно запоздал с появлением – тема рыцарей и колдунов актуальна даже меньше, чем война на Ближнем Востоке. Пик популярности фэнтези в кино давно уж отгремел: сложно вспомнить, когда выходило что-то хоть немного близкое к высмеиваемому в данной киноленте. А ведь пародия должна быть своевременной, дабы зритель посмеялся «по свежим следам». По сути, нам подсовывают типичную сказку, кои так любили еще в прошлом веке. Храбрый рыцарь Флавий (Славий) похищает прекрасную деву из башни злого колдуна Лизара, влюбляется в неё, но на свадебной церемонии колдун восстанавливает status quo. Отец-король повелит своему сыну немедля отправляться в поход, а заодно и прихватить с собой братца Тадеуша (Завидия), способного лишь на алкоголизм и распутства. Это у королей такая воспитательная практика, если кто не в курсе.
Никто и не сомневался, что эпатажное название – выдумка отечественных прокатчиков. Но на названии в этот раз не остановились, решив полностью адаптировать фильм под нашу молодежь. Имена прямо, как у классиков – сплошь нарицательные: Славий, Завидий, Хулий… Нет, вот с Хулием уже переборщили. Скоро нужно будет в срочном порядке создавать комитеты по цензуре, иначе в кинофильмах начнут трехэтажно материться. Меж тем, неизвестно, насколько сохранился текст первоисточника, так как фразы вроде «Красота-то какая, лепота!» или «Замуровали, демоны!» явно не американские сценаристы придумывали.
Каждая вторая шутка в фильме сводится к сексу, а куда бы герои не отправились, там их обязательно поджидают содомиты. Сначала оракул, подозрительно похожий на мастера Йоду, открытым текстом просит героев его сексуально ублажить. Затем бедолаги попадают в лабиринт к минотавру, который сходу принимается насиловать оруженосца Завидия. А в самом конце фильма, умирающий рыцарь признается в любви своему бывшему боевому товарищу. Пародия пародией, а меру надо знать, ибо мало того, что не смешно, так еще и начинает раздражать своей навязчивостью. Опять нам показали крупным планом фаллос, которым вышеупомянутый минотавр собирался воспользоваться по прямому назначению. Что это, как не признак дурного вкуса и попытка веселить инфантильными приемами? Вкупе с нашим «сверхубойным» переводом, фильм выглядит квинтэссенцией кинематографической вульгарности и пошлости.
Но все можно было бы простить «Перцам», если бы набралась хоть пригоршня хороших гэгов. Но они либо излишне вульгарны, либо просто глупы. Те же моменты, над которыми можно улыбнуться, совершенно предсказуемы в силу своей заезженности. Например, гэг предшествующей стартовым титрам сцены с уверенностью разгадают 8 из 10 зрителей еще до его появления. В фильме нет орков, эльфов и прочих современных элементов фэнтези, которые можно было высмеять. Практически нет намеков на ролевые игры, пользующиеся сейчас бешеной популярностью. Фильм выглядит старомодно и неактуально. Откуда такое количество положительных отзывов, совершенно неясно.
Эрик Шургот