АПОКАЛИПСИС ПО ТРИЕРУ
МЕЛАНХОЛИЯ (MELANCHOLIA)
Премьера: 7 июля
Жанр: фантастика, драма
Производство: Германия, Дания, Швеция, Франция
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Херт, Александр Скарсгард, Стеллан Скарсгард, Удо Кир
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5
В странное время живем, господа, страшное, и в то же время прекрасное. Время, когда понятие «кризис» становится обыденным, слово «теракт» не вызывает тревоги, а «смерть» оставляет порой равнодушными. То ли все это веяния 2012-го, который уже не за горами, то ли цинизм и черствость правят нынче балом, а может, просто – Меланхолия. Именно так называется последняя на сегодняшний день картина Ларса фон Триера. Яркие запоминающиеся названия, которые выбраны не просто из-за красивого звучания, но и заложенной изначально смысловой нагрузки, всегда отличали этого режиссера, достаточно вспомнить «Танцующую в темноте» и «Антихриста». Однако «Меланхолия», кроме заглавия, чарующего постера с Кирстен Данст, интригующего сюжета и отличного актерского состава, получила в подарок от именитого режиссера кое-что еще – скандал, который одновременно стал и лучшей рекламой и наделил ленту подтекстом, который будут искать в ней особо принципиальные и придирчивые зрители.
Суровый датчанин оказался большим шутником с весьма едким и специфическим чувством юмора и на пресс-конференции в Каннах, где вместо того, чтобы расписать какой замечательный у него вышел фильм, предпочел вывести журналистов из себя, дав им пищу для размышлений. И все бы ничего, ведь Скандинавия – родина троллей, но границу перейти легко, и Ларс эту условно прочерченную грань, увы, не заметил. Как итог – теперь вам скорее зададут вопрос не касаемо творчества режиссера в целом и его «Меланхолии» в частности, а просто насчет его личности. Итак, любите ли вы фон Триера? Но только будьте осторожны, отвечая на этот вопрос, быть может, это провокация!
После премьеры в Каннах, добрые люди тут же выложили в сети весьма подробные пересказы сюжета, вплоть до смакования особо запоминающихся сцен странного поведения главной героини. Но спойлерить все-таки нехорошо, поэтому мы, как уважающие своих читателей люди, финал ленты раскрывать не станем, отметим только что именно с него, с финала, картина и начнется. Понятие хэппи-энд по Триеру тоже достаточно размытое, поэтому вряд ли стоит о нем мечтать. Все, или почти все, чего следует ожидать, можно подсмотреть в трейлере. А трейлер и некоторые моменты из раскадровки, заботливо предлагаемые зрителю авторами, сообщают нам следующее. Кирстен Данст выходит замуж и не просто за кого, а за Александра Скарсгарда. Она прекрасна и счастлива, белое платье, улыбка, грандиозное торжество. Хотя нет, не так. Платье хочется сбросить (и Триер это устроит), улыбка лжива, торжество вот-вот грозит обернуться трагедией, и вообще с героиней происходит нечто неладное. Ее сестра в исполнении Шарлотты Генсбур вряд ли сможет ей помочь, хотя и пытается. А впрочем, все это не так важно, ведь на землю надвигается планета Меланхолия, ранее прятавшаяся за солнцем, и вряд ли встреча с ней закончится для нас благоприятно, ведь среди главных действующих лиц нет Брюса Уиллиса. Зато есть много других именитых актеров. Разве что исполнительница главной роли вызывала опасения, но раз уж в Каннах ее работу отметили столь высоко, то видно не все так плохо.
Каким образом Кирстен Данст, которая кроме премий МТV за «Человека-паука» и «Интервью с вампиром», а также одной номинации на «Золотой глобус» за то же «Интервью…» в своей копилке, ничего мало-мальски престижного не имела, встала во главе праздничного стола под названием «Меланхолия», – до сих пор не ясно. Равно как и то, что Триеру удалось из весьма посредственной исполнительницы сделать актрису, достойную каннских регалий.
Впрочем, у Триера большой опыт.
В свое время «Золотая Пальмовая ветвь» за главные женские роли в его картинах доставалась и Бьорк, и Шарлотте Генсбур. То ли барышни ему попадаются с огромным потенциалом, то ли Ларс фон Триер действительно великий режиссер, способный лепить из людей звезд. Ведь актер, как глина в умелых руках мастера. Вообще, изначально Триер планировал снимать любимицу Альмодовара Пенелопу Крус, но последняя выбрала компанию Джонни Деппа и участие в четвертых «Пиратах Карибского моря», и, видимо, это к лучшему. Потому как беременным и молодым мамам в лентах сурового датчанина делать нечего. И вот тогда на смену испанской знойной темноволосой красавице пришла белокурая, холодная американка. Если бы по фильму было задумано много истерик, заламываний рук и прочих эмоциональных выражений своих чувств, то тут темпераментной Пенелопе не было бы равных, но ведь меланхолия редко проявляется в бурной форме, так что все это могло бы оказаться здесь лишним. Триер же был настолько доволен своей новой актрисой, что на пресс-конференции заявил в шутку (или не совсем) что готов снять Данст еще в одном своем фильме, предположительно порнографического содержания. Впрочем, судя по всему тому, что произошло дальше, больше раздеть перед камерой Кирстен ему уже не удастся.
По мнению кинокритиков, коим посчастливилось побывать на каннской премьере, не хуже (а некоторые считают и лучше) в фильме выступила Шарлотта Генсбур, хотя в ее таланте уже давно никто не сомневается, а за повторное участие в ленте мастера, начинаешь уважать актрису еще больше.
Остальной актерский состав также позволяет ждать от ленты многого: Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Херт, Стеллан Скарсгард и его сын Александр, а также Удо Кир, который появляется, кажется, в каждом фильме Триера.
Несмотря на сравнительно небольшой бюджет, Триер пообещал спецэффекты и, в целом, красивое зрелище, так что, ознакомившись с трейлером, хочется ему верить.
Только вот расхожий драматургический прием о грядущем конце света слегка настораживает. Впрочем, Триер не был бы самим собой, если бы просто снял свою «войну миров». Меланхолия, накрывающая землю, вряд ли имеет привязку к определенному моменту в жизни планеты и тем более, связь с календарем племени индейцев майя. Она существует и с каждым годом наполняет собой души и сердца людей все больше. Является ли это опять-таки чисто женской болезнью, пока загадка. Многие считают Триера женоненавистником из-за того, каким испытаниям подвергает он представительниц прекрасного пола в своих фильмах, как он пытается показать их сущность, которая завораживает и пугает одновременно. Пожалуй, он один из немногих, кому удалось постичь женскую душу во всей полноте, просто нам неприятно в это поверить и принять. Как сказала Шарлотта Генсбур, в каждом новом фильме фон Триера актриса, по сути, играет его самого.
Свадьба, как символ безудержного веселья и катастрофа, которая всегда где-то рядом. Ничего не напоминает? В этом году на экраны вышла лента Александра Миндадзе «В субботу», в которой также обыгрываются оба эти момента. Герои на свадьбе, а авария на Чернобыльской АЭС уже произошла, и часики тикают. Пир во время чумы – это и есть наша жизнь, где свадебный наряд невесты того и гляди сменит похоронный саван.
***
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
«Меланхолия» согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона» – это «Сущность психических изменений заключаемых в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, а его психическая деятельность вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями.
Вместе с тем в сознании преобладают представления, соответствующие грустному расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены исключительно на неприятные вещи и события, он все видит в мрачном цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему тягостной, стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства. Во многих других случаях на почве этого угнетаемого состояния духа возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства.
Что касается первых, то они преимущественно имеют характер самообвинения: больные обвиняют себя в каком-нибудь проступке или преступлении против религии или нравственности, нередко приписывают себе совершенно фантастические, чудовищные действия, ожидают за них таких же чудовищных наказаний. Кроме бреда самообвинения, встречается также бред преследования или так называемый бред отрицания: ничего больше нет, люди исчезают, мир и жизнь кончаются и т. п.»
***
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ФОН ТРИЕРА?
ИЛИ
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, А ТРИЕР НЕ ЮМОРИСТ
Стоит ли рассматривать автора и его творения в отдельности? С одной стороны – так и только так можно судить о произведении искусства непредвзято. А с другой – личность мастера так или иначе накладывает отпечаток на его творчество, а потому контекст неизбежен. Что делать, если бы вы, маститые кинокритики престижнейшего кинофестиваля, узнали, что один режиссер-провокатор как бы в шутку признался в уважении к человеку, развязавшему Вторую Мировую войну? Да-да, это мы про высказывание бедолаги Триера, страшно сглупившего, а потом еще и попытавшегося не вполне успешно всю эту кашу расхлебать. Пресс-конференция шла бодро и весело, пока не возникли вопросы по поводу национальной принадлежности режиссера. Слово за слово, и речь зашла об Адольфе Гитлере, и тут Ларс коряво высказался, что старину Адольфа есть, за что уважать и в чем-то даже симпатизировать ему. Разумеется, это вызвало негодование у прессы и, чтобы как-то предотвратить назревающий конфликт, Триер и вовсе сморозил глупость, сказав, что он нацист.
Режиссер, конечно, пошутил. Однако, есть вещи, которыми шутить не стоит, если тебе дорога репутация. Как итог – о его поступке говорили по всем телеканалам, заодно и о фильме, так что пиар вышел отменный, но и с лазурного берега фон Триера попросили убраться. Ларс тут же стал давать интервью, в которых убеждал, что его английский не безупречен, потому фраза получилась не правильно выстроенной, но, как известно, слово не воробей, а из троллей плохие шутники.
Несмотря на изгнание великого датчанина, фильм в конкурсной программе фестиваля все-таки остался, а Кирстен получила свою награду. Повела она себя не совсем корректно, попыталась полностью откреститься от режиссера, настаивая, что награда эта лично ее и больше ничья, словно боялась, что ее отнимут. С одной стороны барышню понять можно, ведь из-за высказываний Ларса фильм могли вовсе исключить из программы, так что он подставлял не только себя, но и всех связанных с проектом. Но с другой – как-то некрасиво все это смотрится, веет неблагодарностью.
Итак, любите ли Вы фон Триера? Подумайте, как Вам лучше ответить на это вопрос. И будьте осторожны в своих высказываниях – ведь не ровен час и Вы можете стать персоной нон-грата не только на бульваре Круазет, но и в любом более-менее приличном обществе.
Алина Ермолаева