ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СОН
ПРЕКРАСНЫЙ СОН (THE PERFECT SLEEP)
Жанр: боевик, триллер, драма
2009, США, 99 мин.
Режиссер: Джереми Альтер
В ролях: Антон Пардо, Розелин Санчез, Патрик Бошо, Питер Дж. Лукас, Тони Амендола, Сэм Такур
ОЦЕНКА: 3,5
Вы уверены, что желаете очутиться внутри дикого сна американского «бартона финка», носящего подозрительное чеховское имя и мальтийскую фамилию? Подумайте, ведь в современной дымке издевательского «черного фильма» больше не осталось места для серьезности мужских страхов. «Прекрасный сон», этот странный, экспериментальный пост-нуар, что прячется в ритмах свободного техноджаза и обреченности героев Достоевского, условен от первого до последнего кадра, и ему ничего не стоит Вас обмануть. Фильм, созданный никому неизвестным режиссером Джереми Альтером, как одно большое заблуждение, парящее в еле различимой дымке ретро, превращается в тягучий сеанс психоанализа с героем, который вместо классического обаяния смертника наделен совсем не классическим философским нутром поруганного князя Мышкина.
Больше часа Альтер и Пардо творят нечто недоступное обычной логике канонического нуара, да и кино в целом, погружая ничего не подозревающего зрителя в странную игру-сон, начав которую становится уже не существенна сама вероятность возникновения у нас почти невозможного к ней чувства любви. Не думайте о многом, потому что Вам это только снится. В условном городе, в условное время, вне границ исчисляемой системой координат, живет некто Николай. Рассказчик знает тысячи страшных сказок с участием Николая и его верного соратника Махараджи, потому что только безжалостные короли и их преданные псы становятся героями всех самых интересных и пугающих историй. Но в каждой сказке должна быть королева и ее место у нас займет некоронованная скорбная Татьяна, без которой эта история никогда бы не началась, а Рассказчик никогда бы не появился на свет. И, наконец, наша сказка не завершится без вероломного, как цареубийца Макбет, младшего брата короля -Сергея, снедаемого завистью к власти Николая и его возлюбленной. Маленькое королевство подчинено тайным и роковым законам, но любовь Татьяны, внезапно ставшая между двумя братьями настолько свободна, что в силах разрушить самое крепкое спокойствие.
Даже в случайном сне может внезапно начаться война шекспировского масштаба, и город с лицом Лос-Анджелеса и душой сомнамбулы станет местом, приютившим ка-рамазовское безумие замкнувшегося на воображаемой мести Рассказчика. Из идеи возмездия родится интеллигентный отщепенец, совсем не по-интеллигентному переносящий боль от золингеновской стали и не способный любить, а только поклоняться своей ретивой детской любви Порфирии, дочери постаревшего Николая. Мы почти поверим словам героя о том, что «никогда не узнаем, насколько наш сон был совершенен, пока не потеряем его».
Мы почти не усомнимся, что Рассказчик прозван Безумным монахом за веру в собственное предназначение и умение всегда становиться рукой судьбы. В «Совершенном сне» герой идеален, потому что, проведя зрителя через всю историю, рассказав о своей боли и любви, о своем прошлом, он так и останется частью собственного сна. Но частью настолько живой и загадочной, что местами превращающееся в откровенную дешевку кино приобретает черты сумасшедшего арт-хауса с комбинациями сюрреалистического пост-нуа-ра. Заслуга «Прекрасного сна» именно в векторности всех персонажей. Они, выполняя свои роли, прольют столько крови, сколько нужно, чтобы, успев договорить финальное «я хочу убить тебя больше, чем ты хочешь жить», показать зрителю всю абсурдность происходящего. И пока мы будем подходить к несуществующей разгадке гнилого датского королевства, ведомые альтер эго сценариста, фильм закончится в той же неопределенной точке, в которой и начинался.
«Прекрасный сон» - это безумный перформанс, списанный с несуществующей сновиденческои реальности, в которой Достоевский пишет для журнала New Yorker, вытягивает исповеди из канзаских убийц и обедает с гангстерами. Он с едким сарказмом замещает лечение тихого интроверта в швейцарской клинике на постижение искусства боя в Японии, а доктора Шнейдера на любящего изящно убивать в соответствии с учебником человеческой анатомии доктора Себастиана. Фильм как модернистский кинокошмар с поисками предполагаемого отца, индусами, владеющими наукой забоя скота и актрисой, будто вышедшей из латиноамериканских сериалов и теперь томно предлагающей себя на обложку Vanity Fair.
Альтер, чья карьера взросла на площадках Вендерса и Линча, научился имитировать кино, но толком так и не научился его снимать, интуитивно расставляя смысловые акценты. И только в нашем сознании, на самых задворках воображения, такой неуместный альтеровский эгоизм, преодолев границы дешевого спектакля, способен стать совершенным эгоизмом Пардо-Рассказчика, придумавшего избитую, но по-настоящему сакраментальную историю о противостоянии характеров и предопределенности судеб.
«Прекрасный сон» - фильм, который до грусти жалко видеть снятым человеком, увлекающимся режиссурой на уровне хобби. Когда у Альтера напрочь сдает вкус, остается только поймавший темную, ироничную волну нуара Пардо, стоящий на ярком солнце в богартовском костюме и начинающий рассказ, который, так и не приобретя никакого смысла, блеснет гранью почти божественного вдохновения такого же удивительного свойства, какое посетило неудачника Джорджа, спроектировавшего потрясающий образчик промышленного модерна на окраине Лос-Анджелеса всего лишь за пять долларов.
Оксана Полякова