Кино – искусство высокотехнологичное. И чувственное восприятие экранных образов проистекает из технических явлений, которые сами по себе лишены эстетики. Но вопреки бурному прогрессу кинематографических средств: интеграции кино с компьютерным искусством, создание 3D-камер, - за то столетие, что началось на вокзале города Ла-Сьота («Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота», 1896, братья Люьмер) коренных перемен в принципах экранного творчества не случилось. Кино по-прежнему воспроизводит действительность, иногда добавляя в нее нарисованные тем или иным способом фантазии. Это хотя и вызывает бурные восторги поклонников «Аватара», все же в сущности своей вторично по отношению к анимации и попросту продолжает ее идею.
В начале двадцать первого века приобрела достаточно широкое распространение ускоренная киносъемка, которая основана на увеличении частоты фиксаций света от нормальной для человеческого глаза - 24 остановки в секунду - до поистине гигантской – миллион кадров в секунду. Практический интерес такой технологии связан только с тем, что она дает возможность разделить движение на огромное множество мельчайших частей и увидеть ранее незаметные этапы и особенности этого движения. Разумеется, этим в первую очередь воспользовалась наука. Обывательское значение ускоренной съемки заключается в возможности медленного и плавного воспроизведения действия, что в определенной мере выглядит красиво. Это последнее самое простое и поверхностное свойство данной технологии и взяло на вооружение массовое кино, назвав получаемый эффект «slo-mo».
Однако те творческие горизонты, которые открывает ускоренная киносъемка, по большей части еще не изведаны. Это можно понять, посмотрев, например, сериал телеканала Discovery Channel
«Искажение времени». Он представляет собой документальную затею группы американских исследователей-весельчаков, которые снимают на высокоскоростную камеру с частотой до 10 000 кадров в секунду различные явления окружающего нас мира: от самых обыденных - как собака лакает воду - до таких экстравагантны, как фонтан из диетической Колы. Сериал сделан в той же незатейливой и потому привычной зрителю манере, что и «Разрушители легенд» - также продукт Discovery Channel. И акцент здесь ставится не на эстетическом или даже философском характере явления, а на его необычности. Смотрится, впрочем, легко и увлекательно.
Если же абстрагироваться от всего того действа, что окружает фрагменты, замедленно воспроизводящие ускоренную (было бы даже точнее сказать «учащенную») видеозапись, открывается нечто иное, чем одна лишь забава. Ультрарапид (оригинальное название технологии) на самом деле является уникальной возможностью вглядеться в ткань времени (или точнее - пространства-времени) на новом глубоком уровне. Ускоренная камера в этом смысле становится подобна некому фантастическому хрономикроскопу – увеличителю времени, рассматривающего его мельчайшие, недоступные глазу, детали. А поскольку все существует только во времени, то при помощи ускоренное съемки мира мы прозреваем его доселе неведомую сущность, то есть смотрим не на вещи, а на «вещи в себе», не на феномены, а уже на ноумены (говоря терминами Канта).
И это имеет не только познавательное значение. Вместе с новым видением мы обнаруживаем новую эстетику явлений, иными словами, делаем прогрессивный шаг в искусстве, вручая ему оригинальные средства творения. Самые привычные вещи: зажигающаяся спичка, дребезжащее стекло, пузырьки шампанского обнаруживают недоступную зрению красоту. И это продолжает мысль Андрея Тарковского, считавшего главной ценностью кино «возможность запечатлеть реальность времени» (из статьи «Запечатленное время»). Ускоренная съемка не только запечатлевает время, но показывает его невидимую сторону, а значит кино как «ваяние из времени», выходит на новую ступень своего существования. Ясно, что возможности этой особой эстетики органически не вписываются в сюжетное фильмотворчество, однако они удивительно близки видеоарту, где им уже уготована полноправная роль.
Философский аспект ультрарапида интересен как одно из конкретных доказательств объективного существования и взаимодействия умозрительных атрибутов материи: времени и движения. Изменяя восприятие одного из этих параметров (времени) мы переходим к иным образам движения. Сюда же – и очередное подтверждение закона перехода количества в качество: увеличения числа кадров дает новое восприятие экранной картинки, - и очевидная относительность основ мироздания.