"10 минут молчания для Джона Леннона" - это абсолютно люмьеровский фильм. Его название полностью описывает содержание. В нем столько же художества, сколько искусства в реальности. А роль оператора ограничивается только выбором ракурса съемки. Слепок жизни, как она есть, который все же проникнут особой неслышной мелодией, непрочитанными стихами о чем-то печально прекрасном. Словом, значимость момента подразумевается за пределами кадра. "В прибытии поезда….", например, была открыта сущность кинематографа, но это осозналось гораздо позже. В "10-и минутах…" фотограф, режиссер, сценарист и просто выдающийся человек Раймон Депардон зафиксировал на пленке единение людей, связанных неким искренним и личным чувством, воспоминанием, грустью.
Нью-Йорк. Прозрачный осенний день. Влажный воздух замер в спокойном безветрии. Где-то в Центральном парке собралось множество разных людей. Они молчат. Минута за минутой. Режиссер нарочно забыл дать вступительные титры, ведь все и так знают, что убит Джон Леннон, а на календаре оттиском горит трагичный 1980-ый год. Поэт, музыкант, гражданин, философ или, если все вместе, культовая личность, одно из имен эпохи. Впрочем, ввиду безмятежной тишины, пафос растворяется сам собой, и остаются только созерцание. Парадокс этой картины, этих 10-и минут, устланных узорами осенних листьев, в скромном ощущении коллективного одиночества, единения, переходящего в уединение. Остановленное мгновение кадра – это и неподвижный сюжет, и незримая, но ощущаемая красота мира, это во многом не познанная синергетика мыслей, самоорганизация сотен сознаний, составляющих материю какого-то сверхчеловеческого разума. И уж точно нельзя объяснить, почему 10 минут благостной тишины венчаются необычайным и неподдельным восторгом чувств, вспыхивающих от первых аккордов незабвенно великой песни "Imagine". Все-таки ему удалось изменить этот мир.
Смотрите: