СРАЖАТЬСЯ ДОБЛЕСТНО И УМЕРЕТЬ ДОСТОЙНО
13 УБИЙСТВ (JUSAN-NIN NO SHIKAKU)
Жанр: самурайская драма
2010, Япония-Великобритания, 141 мин.
Режиссер: Такаси Миике
В ролях: Кодзи Якусё, Такаюки Ямада, Юсуке Исейа, Горо Инагаки, Микидзиро Хира, Хироки Мацуката, Икки Савамура
ОЦЕНКА: 3,5
Век самураев на исходе. Сегунат доживает последние годы, и уже вскоре эпоха больших перемен искоренит его навсегда. А пока во всей стране воцарился мир, что, в общем-то, хорошо для всех, кроме самих самураев. Поскольку нет ничего почетнее для них, чем погибнуть в доблестном бою, защищая своего господина; и нет ничего позорнее, чем умереть от старости в собственной постели. В это время заката многовековых традиций на темном горизонте истории возникает зловещая фигура Наритсуги — потенциального сегуна, который вскоре должен стать главным господином всех самураев. Пока этого не произошло, он тренируется на простых смертных: отрубает конечности девушкам, ведёт прицельную стрельбу по связанным женщинам и детям, убивает беспомощных и приносит многочисленные мучения своему народу, вырезая деревню за деревней.
Понять природу его злодеяний сложно, ибо у господина, кажется, нет вовсе никаких эмоций, а издевательства и массовые убийства доставляют ему, скорее, исследовательский интерес. И внимательные глаза злодея пристально всматриваются в лица умирающих, словно пытаются разгадать природу смерти. Чужая боль его лишь забавляет, но настанет время — и собственная боль покажется нестерпимой. Для самураев такой господин позорнее бесчестной смерти — и наиболее влиятельные из них принимают решение избавиться от негодяя самым простым и действенным способом. Миссия исполнить это решение достается опытному и уважаемому мастеру Шинзамону, для которого убийство злодея становится не только делом чести и праведной борьбой со злом, но и способом исполнить, наконец, свою мечту. Ведь лишь о достойной смерти мечтает истинный самурай.
Поэтому Шинзамон набирает команду таких же смертников. Кто-то приходит по велению сердца, другой — ради денег, третий — убежденный игрок, который «делает ставку» на собственную жизнь… Молодые и неопытные, старые и матёрые — самураи собирают команду общим числом 12 человек, надеясь успешно противостоять семидесяти защитникам Наритсуги. Они долго готовятся, планируют, учитывая все возможности, и проходят длинный путь, чтобы встретить Господина Зло в назначенном судьбой месте. Где-то в пути к ним присоединяется и тринадцатый. Однако он не самурай, а охотник, единственный позитивный персонаж в этой мрачной целеустремленной компании. Он идет, потому что считает, что «с самураями весело». Оказывается, нет. Совсем невесело, да к тому же кроваво, жестоко и страшно. Главная схватка со злодеем приходится на последнюю треть картины. Баталия снята подробно, эффектно, с напряжением и волнением за судьбу героев.
Ценность данной ленты скрывается не в сюжете (все-таки сама идея не так уж и нова), и даже не в героях (большинство из них раскрыты довольно скупо, а иные и вообще теряются в толпе). "13 убийц" имеет другие сильные стороны. В первую очередь это натурализм. И дело не только в кровавых подробностях схваток и отточенных движениях меча в умелых руках, но и в хорошо переданном «лице времени». Речь о быте, нарядах, обычаях. Люди живут в тяжелых условиях, окруженные кровью и грязью, и кажется, что даже мимолетного просвета в этой жизни нет. Сплошная боль, страдания и серость.
Здесь сложно найти привычную красоту. И неподготовленному зрителю будет очень сложно понять, почему молодые женщины выглядят как старухи, с отсутствующими бровями и зубами, покрашенными в чёрный цвет, однако именно так выглядит красота в японском понимании слова.
Темноватая картинка, мрачные тона и отсутствие оттенков только подчёркивают серость и безысходность фильма. И во всей этой черноте, подобно драгоценному камню сияет лишь одна Идея — жизнь и достойная смерть для самурая. Эта Идея проносится через весь фильм, оставляя незначительным такие вопросы как: достоин ли этого господин, прав ли он, желая войны в век мира, и чего стоит остановить его.
Без понимания этой Идеи невозможно давать картине правильную оценку. В мире, где человеческая жизнь ничего не стоит, можно желать лишь одного — достойно умереть. И эта самурайская философия передана здесь хотя и скупо, но чётко и точно. Несмотря на то, что сюда нельзя прикрепить ярлык «шедевр», это очень добротная постановка, полная жесткости и натурализма. А режиссер Такаси Миике хотел показать его зрителю именно таковым.
Светлана Чистякова