ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В ГЛАЗУРИ
НЕ СДАВАЙСЯ (RESTLESS)
Жанр: драма
2011, США, 91 мин.
Режиссер: Гас Ван Сент
В ролях: Генри Ли Хоппер, Миа Васиковска, Рё Касэ, Скайлер Фиск, Люсия Струс, Джейн Адамс, Пол Парсон, Томас Лодердейл
ОЦЕНКА: 4
После фильма «Не сдавайся» Гаса Ван Сента полноправно можно назвать одним из самых разносторонних режиссеров современности. Пока его коллеги оттачивают мастерство в раз и навсегда заданном жанре с редкими, чаще всего неудачными, вылазками на неизведанные территории, Ван Сент успевает попробовать себя и в чистейшем артхаусе («Параноид Парк»), и в роад-муви («Мой личный штат Айдахо»), и в сутяжнической правозащитной драме («Харви Милк»), и даже в ремейке («Психо»). Такая неопределенность с одной стороны привлекает к нему самых разнообразных зрителей, а с другой — намекает на некоторую поверхностность автора. «Не сдавайся» — это эксперимент с массовым кино, однако нельзя сказать, что очень удачный, поскольку по главному параметру мейнстрима — кассе — результативность вышла невысокая.
Кто-то может поспорить, сказав, что «Не сдавайся» — это модный, свежий фильм с новаторскими изобразительными идеями. Но любой может вспомнить и «Осень в Нью-Йорке», и «Сладкий ноябрь», и даже «Умереть молодым». Может быть, Гас Ван Сент, пересмотрев вышеназванные ленты и еще пару аналогичных, решил оставить свой след в осенних мелодрамах о больных раком девушках? В конце концов, история ведь отберет из этой стаи самый лучший образец для потомков. Все это к тому, что если бы не некоторая вторичность сюжета, то Гас Ван Сент и его «Не сдавайся» были бы уж совсем прекрасными.
В фильме действительно много замечательных моментов: от беспрестанных бесед о смерти до неожиданной имитации самой смерти. А между ними — идеально стильные Миа Васиковска и Генри Ли Хоппер, и самобытный призрак японского летчика-камикадзе. Осень им под стать — картина светлого увядания без удручающего дождя и убийственно пасмурного неба. Аннабель практически сразу признается в том, что больна, а ее новый друг Енох даже не стесняется показаться сумасшедшим, знакомя девушку со своим невидимым другом. Он хочет подготовить ее к уходу, потому что много раз ходил на похороны незнакомых людей, но и она не прохлаждалась в одиночной палате, неделю за неделей провожая на тот свет своих лысых от химиотерапии друзей. В то время как другие режиссеры оставляют самый тяжелый разговор между подобными возлюбленными для кульминации, Гас Ван Сент строит из них свой фильм, что, бесспорно оригинально. И вдруг резким движением скатывается в банальность, когда становится очевидно, что болтовня о смерти и осознание факта смерти — не одно и то же.
«Не сдавайся» представляет собой черно-белые полосы, где на белых полях, то, что мы еще не видели, а на черных то, что мы сотню раз слышали. Сначала радуешься остроумно проработанным диалогам, но внезапно Енох изрекает какой-нибудь жуткий эмоциональный штамп, вроде того, что врач должен спасти Аннабель. Впрочем, русский перевод названия — «Не сдавайся» — в полной мере отражает вдохновенную идею фильма любви к жизни и борьбу за нее. Герои крепятся изо всех сил так, что в итоге не остается тяжелого осадка. Как раз наоборот, Гасу Ван Сенту удается заразить этим самым «Restless», и, глядя на улыбающуюся Аннабель и ее маленького героя Еноха в неправдоподобно красивых декорациях, хочется выйти на улицу и вдохнуть свежего воздуха, растянуть уголки губ и всенепременно влюбиться.
Игорь Синельников