ЧЕЛОВЕК-ДРАКОН
КОРИОЛАН (CORIOLANUS)
Жанр: шекспировская драма
2011, Великобритания, 122 мин.
Режиссер: Рэйф Файнс
В ролях: Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв, Брайан Кокс, Джессика Честейн, Джеймс Несбитт, Лубна Азабаль, Ашраф Бархом
ОЦЕНКА: 4
Рэйфа Файнса нельзя не любить. Это один из самых талантливых актеров наших дней. К тому же, англичанин. В них всегда есть особый шик и лоск. Поэтому премьера его режиссерского дебюта под названием «Кориолан» была на вершине списка ожидания еще с прошлого года. В основе — одна из многочисленных трагедий Шекспира, место действия — наши дни, актеры — все талантливы как на подбор. Этот фильм — апогей киноискусства. Настолько он выверен и грамотно сыгран. И, несмотря на шероховатости, дебют явно удался на славу.
Произведения У. Шекспира уже экранизировали бессчетное количество раз. И будут экранизировать дальше. Есть в них сила, человеческие страсти и яркие личности. И «Кориолан» - еще одно подтверждение. Перед нами история одного человека, история полководца, история мужчины, история личности. Кориолан — реальное историческое лицо, чья жизнь обросла легендами, а правда о ней затерялась в веках. И интересна история не этим. Файнс, как режиссер смело переносит действие в современный мир, меняя обстановку Древнего Рима на такую знакомую нам реальность, оставляя лишь шекспировское звучание текста из уст героев. А это, несмотря на все плюсы, самый спорный момент фильма. Все-таки странно видеть типично шекспировских героев в обрамлении XXI века. Ведь для великого мастера слова наше настоящее было далеким будущим.
Режиссура Файнса является грамотной и добротной. Картина смотрится как цельное, законченное и очень реалистичное произведение. Если война - значит война. Но без кровавого пира, а в качестве данности и обыденности. Местами фильм кажется скучным и затянутым, но это сильная и серьезная лента, где нет места праздности. «Кориолан» отличает несколько важных идей, без которых данная картина не смотрелась бы такой, какой она есть. Главный конфликт разворачивается непосредственно в самом сознании Кая Марция, прозванного Кориоланом. В нем бушуют истинные шекспировские страсти. Он — человек, который не может совладать с самим собой. Сильный, бесстрашный, умный, он в то же время полон ненависти, жажды мести и невыносимого снобизма. У него тяжелейший характер, который просто великолепно воплощает на экране Рэйф Файнс. За его метаниями как человека, как личности очень интересно наблюдать. Для него долг и честь превыше всего, но в то же время его гордыня непомерна, а унижение невыносимо. Вулкан страстей. И из характера главного героя вырастает второй конфликт, который в некоторых эпизодах становится ведущим — конфликт матери и сына.
Кориолан не просто полководец и воин, он еще и сын. Сын сильной женщины. Она воспитывала его так, как хотела сама. Гордилась им и упивалась его победами как своими собственными. И в последствии напоролась на свое же воспитание. Он был очень хорошим учеником, а она — отличным учителем. Судьба сыграла с ними злую шутку. Тщеславная женщина, которая поплатилась за свое тщеславие. Но она не может не вызывать восхищение. Она любит своего сына, но никогда не предаст Родину. Он же, раздираемый противоречиями, каменный и непрошибаемый, плачет, стоя перед ней на коленях. Он, Кориолан, прославленный воин стоит на коленях перед женщиной. Стоит потому, что это его мать. Данный эпизод в фильме настолько эмоционально силен, настолько проникновенен, что перехватывает дыхание. А игре Ванессы Редгрейв хочется аплодировать стоя. Она переиграла всех актеров, бывших на съемочной площадке данной ленты.
И тема войны. Снова война. Снова ее отупляющая бессмысленность и оглушающая пустота. Люди как общество, как социум просто не могут мирно сосуществовать. Им просто жизненно необходимо воевать, убивать, грабить, проливать кровь, ломать судьбы и разбивать жизни. Противно. А тот, для кого война была ремеслом, в итоге пострадал от нее сам. Столько лжи, предательства, тщеславия, гордыни, амбиций — в этом фильме перемешалось все. Но именно поэтому он настолько живой и настоящий. Герои интересны и ярки, ситуации серьезны, а развитие действия — всего лишь наглядная демонстрация того, насколько несовершенно человеческое общество.
Лента «Кориолан» стала великолепным режиссерским дебютом знаменитого актера. Рэйф Файнс перенес на экран трагедию сильной личности, стоящую в конфликте с самим собой и с обществом, что его окружает. Дополнил отличный литературный источник великолепными актерами и заставил ожить шекспировские строчки. Кориолан был всего лишь человеком, что творил свою судьбу. Человеком несовершенным, неидеальным, сложным. Но живым, настоящим. Это его трагедия. Он отдавал все, а в итоге стал предателем.
Анастасия Кошкина