ПРИСЛУГА (THE HELP)
Жанр: драма
2011, США-Индия-ОАЭ, 143 мин.
Режиссер: Тейт Тейлор
В ролях: Эмма Стоун, Виола Дэвис, Брайс Даллас Ховард, Октавия Спенсер, Джессика Честейн, Ана О’Райли, Эллисон Джэнни, Анна Кэмп
«Прислуга» Тейта Тейлора — это очередная хроника вечного боя гражданских активистов США за благородное дело защиты прав человека. В стране, придающей ей такое огромное значение, давно повелось, что нет более надежного способа привлечь внимание публики к своему творчеству, как посвятить его дискриминируемым меньшинствам. Полная драматизма история преодоления сегрегации по расовому признаку, пожалуй, наивысшее достижение американского народа, и «Прислуга» — более чем достойная дань памяти событиям, имевшим место чуть менее шестидесяти лет назад.
Как и в большинстве серьезных удачных фильмов, «Прислуга» — экранизация одноименного бестселлера Кэтрин Стокетт об отважной белой девушке Евгении, рискнувшей одной из первых дать высказаться чернокожему населению, в те времена, когда подобные инициативы были уголовно наказуемы. Казалось бы, рабовладельческий Юг давно остался на страницах учебников в параграфе про Гражданскую войну, но Стокетт рисует совсем иную картину. Афроамериканцы, формально получив независимость, по-прежнему прислуживали в домохозяйствах высшего класса, не имея при этом даже минимальной ставки и прочих социальных гарантий. Никуда не делась и рабская психология, помогавшая этим людям проглатывать любые унижения человеческого достоинства. «Прислуга» словно звонкая пощечина, напоминает о тех недалеких позорных страницах истории самой демократической страны мира.
Будь Евгения реальным персонажем, ее можно было смело причислять к иконизированным ликам гражданских революционеров, таких как Мартин Лютер Кинг, Харви Милк и Анджела Дэвис, про которую вряд ли в Америке снимут фильм из-за ее коммунистической деятельности. Естественно, пропаганда (даже добродетелей) не приемлет альтернативных точек зрения, и в «Прислуге» среди афроамериканцев нет «плохих парней», а их положение показано особо жалостливо, зато великосветские дамы карикатуризированны все как под копирку с различной степенью стервозности, представляя собой единый расистский организм. Более широкий круг полемических вопросов грозил бы свести на «нет» весть этот правозащитный флер.
Социально ответственный фильм Тейта Тейлора, кстати, друга детства писательницы, хорош прежде всего с художественной точки зрения. Виола Дэвис, после блестящего монолога в «Сомнении», продолжает так же искренне разрабатывать образ ущемленной чернокожей матери, а Эмма Стоун в долине кукол Миссисипи, насквозь проникнута духом неприступных умниц из романов сестер Бронте. Увлекательный сюжет, полный интриг в духе «Отчаянных домохозяек», закручен вокруг отношений этих храбрых женщин с их протагонистами, и теми сочувствующими белыми, кто в первых рядах примкнул к общественному движению за равноправие. Местами рассмотренные случаи, взятые без предложенного контекста, смотрелись бы наивно, но в целом у Тейлора получается напряженный драматический триллер с элементами комедии, который заставляет сопереживать героиням, даже зная, что с правами афроамериканцев в Штатах сейчас все в порядке.
Игорь Синельников