Фильмы раннего Михаэля Ханеке – это всегда скандал. Фильмы нынешнего
Михаэля Ханеке – это всегда сенсация. Один из величайших режиссеров современности стал знаменит достаточно поздно – после 50 лет, но тем приятнее пожинать зрелые плоды славы.
В случае Ханеке, трудно было решить про какой из его шедевров стоит написать в первую очередь. Несмотря на обилие насилия и жестокости в большинстве картин режиссера, каждая по-своему прекрасна и любима.
Но, начнем, пожалуй, с самого знаменитого творения, а именно – с
«Пианистки».
Свой роман скандальная австрийка
Эльфрида Елинек издала еще в 1983 году. Это через 20 лет она получит Нобелевскую премию и станет почитаемой во всем мире, а пока на нее валится лишь град критики и обвинения в порнографии.
Автобиографичность «Пианистки» не может не бросаться в глаза – отец писательницы также умер в психиатрической лечебнице, ее деспотичная мать также мечтала сделать из девушки звезду классической музыки, а после того, как Елинек ровно год не выходила из дома – ее «нормальность» также стала вызывать массу вопросов.
Сама Эльфрида предпочитает воздерживаться от комментариев, хотя и не отрицает собственный опыт в сюжетной линии истории. По ее словам, в «Пианистке» она хотела высмеять страсть и гордость австрийцев за свою музыку, а также показать, «как все эти училки зарывают либидо в землю».
Михаэль Ханеке прочитал роман в 1985 году, и сразу загорелся идеей экранизации, однако Елинек была категорически против. Во-первых, ее произведения очень литературные и неясно, как переносить все это языковое буйство на экран, а во-вторых – писательница сама безуспешно пыталась превратить «Пианистку» в сценарий.
В начале 90-х Елинек все же сдалась, и продала права на книгу другому австрийскому режиссеру. Тот намеревался снять картину самостоятельно, но столкнулся все с той же проблемой – не смог написать сценарий. Так, к проекту подключился Ханеке – он быстро и очень талантливо перевел книгу на экранный язык, но на этом его участие и закончилось.
У горе-режиссера же, взявшегося экранизировать «Пианистку», так ничего и не вышло – он промучался почти 10 лет, и в итоге перепродал и права, и уже созданный Михаэлем сценарий продюсеру
Файту Хадушку.
Тот тоже некоторое время размышлял, кого же пригласить снимать многострадальный проект. Но тут уже вмешалась возмущенная Эльфрида – дескать, кто так делает – обещали выпустить фильм еще «бог знает когда», да и доверила она свой шедевр конкретному человеку, а теперь вообще непонятно кто, что да как.
На самом деле, колебания Файта не совсем понятны – ведь не так давно он сделал с Михаэлем «Забавные игры» и «Замок» (экранизация Кафки), а, учитывая, что и сценарий был написан им – какие могли быть вопросы? Однако, и без того сверх-оригинальное мышление режиссера настораживало продюсера – мало ли, какой жуткий микс из трудов двух гениев может получиться на экране?!
Наконец, когда других вариантов не осталось, Хадушку все же обратился к Ханеке. А тот только того и ждал, однако, выдвинул свое условие – чтобы главную роль непременно исполнила
Изабель Юппер.
Режиссер уже приглашал ее к сотрудничеству ранее – он хотел, чтобы актриса снималась в его «Забавных играх» (1997). Но, после прочтения сценария, француженка отказалась – по ее словам, кроме жестокости в фильме ничего более показывать не планировалось.
Придя же к ней с историей «Пианистки», Михаэль волновался, как школьник – вдруг и на этот раз Юппер откажет ему. Однако актрисе сценарий понравился – в нем была сложная эмоциональная составляющая, что давало возможность проявить по полной свои лицедейские таланты.
Изабель была согласна, Ханеке был счастлив.
На роль матери-тирана пригласили
Жанну Моро. Этот выбор режиссер сделал сознательно – ведь некогда актриса играла в самых передовых и скандальных для своего времени картинах. Та сначала дала свое согласие, но после подробного ознакомления с сюжетом – спешно отказалась. Жанна побоялась, что роль в таком неоднозначном фильме может повредить ее репутации.
Зато
Ани Жирардо была не прочь поработать. Еще в 70-х они играли вместе с Юппер мать и дочь в фильме «Доктор Франсуаза Гайан», и этот опыт оставил самые благоприятные впечатления. А потому – актриса с радостью дала свое согласие.
Бенуа Мажимель, по слухам, попал в проект благодаря протекции самой Юппер, но так это или нет в действительности – мы не знаем. В любом случае, сейчас достаточно сложно предположить, что кто-то мог бы справиться с его ролью лучше.
Как говорят актеры, съемки проходили в достаточно спокойной и расслабленной атмосфере. По воспоминаниям Юппер, сцену изнасилования ей было играть не сложнее, чем, к примеру, сцену прослушивания, и так далее. «Если ты согласился на роль, принял ее и осознал – далее все идет чисто механически».
Единственно, небольшие затруднения возникли, когда снимали постельную (если можно так сказать) сцену между Ани и Изабель.
«На бумаге все выглядело, как мерзкий инцест. Мы же хотели это показать, как желание дочери спрятаться от всего в животе у матери». Получилось или нет – решать зрителю.
Михаэль, как и всегда на площадке, был строг и бескомпромиссен в своих пожеланиях – никаких импровизаций в диалогах, никакого самоуправства.
Так, у Юппер не раз возникали принципиальные разногласия с режиссером по поводу того, как должен себя вести ее персонаж. К примеру, слушая впервые исполнение Вольтера, актриса хотела показать, как от великолепной музыки она постепенно влюбляется и в исполнителя. Ханеке же настаивал, что хотя героиня, действительно, влюбляется, ей это чрезвычайно неприятно, и именно так должна отыграть сцену Изабель.
Хотя позже и актриса, и режиссер утверждали, что пришли к взаимопониманию, при просмотре видно, что Юппер многое сделала по-своему.
Важнейшим компонентом «Пианистки» является музыка. И, хотя большая часть произведений была указана еще в книге, Ханеке не раз встречался с Эльфридой Елинек, чтобы точно решить, какие дополнительные произведения войдут в фильм.
Интересно, что в картине на фортепиано все время играет сама Изабель – в молодости она 12 лет обучалась игре на этом инструменте. Узнав же, что будет сниматься в «Пианистке», актриса возобновила занятия, и на протяжении года музицировала ежедневно по несколько часов.
Премьера картины состоялась в Каннах,
14 мая 2001 года. «Пианистка» была удостоена гран-при фестиваля, а также премии лучшему актеру и лучшей актрисе – не так много фильмов получают три главные статуэтки одновременно. Если же перечислять все награды картины, то уйдет не одна страница – «Пианистку» многие называют лучшим фильмом десятилетия.
Как и во всех лентах режиссера, здесь подробно раскрывается элемент манипулятивности – нами управляет общественное мнение, СМИ, другие люди, культура и мир в целом. Все мы в той или иной степени подавляемые личности, с гибкими характерами и хрупкими жизненными позициями.
Доводя в своих фильмах этот постулат до кульминации, предельно утрируя его, Ханеке дает возможность все же взглянуть на себя и других со стороны.
И именно за это мы его и любим.