НАПРОЛОМ (LOCKOUT)
Жанр: боевик
2011, США-Франция 95 мин.
Режиссеры: Джеймс Мэтер, Стивен Ст. Леджер
В ролях: Гай Пирс, Мэгги Грэйс, Винсент Риган, Джозеф Гилган, Ленни Джеймс, Петер Стормаре, Джеки Идо, Тим Плестер
Бессон как-то посмотрел внушительную короткометражку «Охота в одиночку» двух выходцев Дублинской киношколы Мэзера и Сент-Леджера, после чего подумал и понял, что пора ребятам снимать полнометражный игровой дебют для EuropaCorp. Режиссеров, больших экспертов в использовании зеленого экрана, не сильно смутил малый бюджет для футуристического триллера, несмотря на то, что этот вопрос явно смутит массового зрителя.
«Напролом» позиционирует себя в глазах аудитории как крепкий боевик с фантастикой в своей основе, однако на деле все оказывается не совсем так. Создавали почву для одного, а произвели на ней другое. Основание фильма всячески рассчитано на бурную боевую деятельность, которая, отнюдь, предпочитает носить характер незначительных проявлений. Вводный экшен эпизод наглядно демонстрирует отсутствие у режиссеров неуверенности в подходе к боевику. Даже провокационная визуальная схема, которая может не каждому зрителю прийтись по нраву, здесь кажется весьма актуальной и стремительной. Но Мэзер и Сент-Леджер элементарно вынуждены страдать от скованности в своих возможностях, из-за чего сильно разбавляют концептуальный раствор другим веществом — комедией. Им это прекрасно удается.
Повествовательную структуру сюжета не назвать насыщенной или амбициозной. Она предпочитает логику действий и мелкую сценарную полировку, когда оригинальность орудует немасштабными приемами, а предпочитает минималистские попытки интересного подхода к эпизодам. Богатая юмористическая основа сценария и локальной импровизации грамотно экономят бюджет и в полной мере веселят зрителя, но вместе с тем юмор неспособен кардинальным образом держать в узде самое главное — сюжет. В какой-то момент, ближе к концу, мизерная амбициозность происходящего начинает сказываться на впечатлениях, по мере того, как зритель жаждет большего объема работы истории, а она на это неспособна.
Об этой картине можно было бы выразиться куда проще — она целиком принадлежит одному актеру. Подавляющее большинство зрительского внимания приковано к Гаю Пирсу, который отрабатывает свою роль по максимуму. Бывший чемпион по бодибилдингу за два с половиной месяца специально для фильма прибавил в массе более двадцати двух килограммов. Пирсу сполна удался ироничный образ крепкого, закаленного брутала, которому не чужды ценности человеческих отношений.
Удача сценария в том, что он прекрасно осведомлен о существовании своих жанровых предшественников, учет которых произведен в полной мере, тем самым избавляясь от вероятности дурного влияния каких-либо клише и прочих избитостей. Фильму удается реализовать стандартные жанровые приемы таким образом, дабы те казались свежими. Выразительность технической постановки многими будет воспринята как некая компьютерная игра, и с этим тяжело было бы не согласиться, так же как и тяжело было бы сказать, что в данном случае — это плохо. Проблема в том, что простой зритель будет максимально настроен на большое, фантастическое кино, тогда как здесь сильно сказывается малый бюджет и дебют в полнометражной игровой режиссуре. С точки зрения обыденного мэйнстрима фильм ему зачастую уступает, с точки зрения становления кинематографии, при этом не совсем типичной — он выигрывает.
Режиссеры сумели продемонстрировать огромный потенциал в своих руках, намекнув на способности по-настоящему работать с актерами, ставить эффектный и эффективный экшен, при этом понимать тонкие грани юмора. Более мощный саундтрек мог бы так же оказать фильму серьезную поддержку. «Напролом» — футуристический, брутально-ироничный комедийный спектакль, скрывающийся под видом фантастического боевика, где неизбежно отмечающемуся ничтожеству амбиций идет противопоставление в лице невероятного Гая Пирса и убойного юмора.
Константин Исаев