РОК НА ВЕКА (ROCK OF AGES)
Жанр: рок-мюзикл
2012, США, 123 мин.
Режиссер: Адам Шенкман
В ролях: Джулианна Хаф, Диего Бонета, Расселл Брэнд, Пол Джаматти, Кэтрин Зета-Джонс, Малин Акерман, Мэри Джей Блайдж, Алек Болдуин, Том Круз, Дакота Сэйдж Грант
Мюзикл «Рок на века» Адама Шенкмана – это практически «Рок-волна» Ричарда Кертиса, только объясняющийся в любви к тяжелой музыке 80-х. «Twisted Sisters», «Foreigner» и «Bon Jovi» снова актуальны и востребованы в обстановке Лос-Анджелеса предпоследнего десятилетия XX века. Молодежь в рваных джинсах стремится подражать кумирам, мечтая по настоящему зажечь на сцене. Правда, под эту аранжировку снова преподносится избитая история провинциалки, покорившей большой город со всеми надлежащими к успеху остановками – от официантки и стриптизерши до рок-звезды. Правила игры неизменны, но не так впечатляют, чем, скажем, в ограниченно культовом «Гадком койоте».
Формально мюзикл по книге Криса Д`Ариенцо - оммаж той полузабытой музыкальной эпохе, когда тяжелый арсенал начал постепенно сходить на нет, а попса активно осваивала осбоводившееся пространство. Нет, в 1987 году еще доживала свои славные лета супер-группа Queen, а Курт Кобейн только взбирался по ступенькам к своей кратковременной славе. Однако процесс угасания был выражен настолько ярко, что даже новое поколение музыкантов в лице Бориса Гребенщикова уже пело о смерти рок-н-ролла. Поэтому мюзикл Шенкмана, конечно же, больше похож на мягкий постмодернистский стеб, где под видом ностальгии вам продают густонакрашенное и набитое соломой чучело. Не иначе как иронию можно воспринимать тот факт, что нью-рокеры больше похожи на поп-певичек (а по сути такими и являются), решивших поиграть старыми образами и покривляться на публике.
За старую гвардию здесь отвечает Стэйси Джекс, явно срисованный со Стивена Тайлера в гротескном исполнении Тома Круза. Выброшенный индустрией на обочину, благодаря собственной неразборчивости в выборе ролей, Круз во второй раз после «Солдат неудачи» дает отменную пародию. Правда, наметанный глаз и здесь заметит пылинки со старых образов, поскольку актер откровенно копирует персонажа со своего альфа-самца Фрэнка Мэкки из «Магнолии» (сцена, когда главные персонажи по отдельности поют одну и ту же песню, также срисована из фильма Пола Томаса Андерсона). Забытая голливудскими боссами ослепительная Кэтрин Зета-Джонс дает отличный перфоманс со времен «Чикаго», однако Шенкман не позволяет диве переиграть Круза, вовремя задвигая ту на задний план. Старается и Алек Болдуин, но его образ совсем уж комиксовый, чтобы можно было оценить певческий талант актера. Актеры, некогда представлявшие цвет своей профессии, теперь больше похожи на экспонаты с кладбища погибших кораблей.
К тому же вместе с роком уже давно мертв и сам мюзикл, отчего картина Шенкмана против воли самого режиссера становится пародией на саму себя и адресована скорее вездесущим хипстерам, нежели гурманам. Уж они по полной оценят фразу, что «работать некому, одни рокеры вокруг». Вполне понятное желание создателей не сильно деформировать собственную и зрительскую память граничит с медвежьей услугой как самому жанру, так и тяжелой артиллерии. Тоска по эпохе обернулась грандиозной примеркой костюмов для модников, а не последним концертом с феноменальным выплеском тестостерона, как было обещано изначально. Весь вопрос в том, что атрибуты подзабытой музыки интересны сегодня разве хипстерам-оборотням (им, впрочем, тестостерон явно противопоказан) и немногочисленным адептам, помнящим что такое «хаер» и «коза».
Смотреть «Рок на века» в какой-то момент становится совсем неловко из-за того, что дискотека 80-х явственно начинает напоминать как раз сцену пения в караоке. Вроде тебе слышится привычный зычный голос былой молодости, а на самом деле это всего лишь невнятный ор подвыпившего старпера.
Сергей Сысойкин