НЕУДЕРЖИМЫЕ 2 (THE EXPENDABLES 2)
Жанр: боевик
2012, США, 103 мин.
Режиссер: Саймон Уэст
В ролях: Сильвестр Сталлоне, Джейсон Стэйтем, Дольф Лундгрен, Жан-Клод Ван Дамм, Терри Крюс, Рэнди Кутюр, Лиам Хемсворт, Нань Юй, Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер
Когда старость не в радость, когда выдаются первые пенсии, старики, которые всё ещё могут вытрясти немного пороха из пороховниц, делают то, что могут лучше всего. Они играют стариков, которые могут дать фору многим молодым. «Неудержимые» — как огромная метафора. И значит она вот что: «Что ты здесь забыл, малыш? У тебя ещё молоко на губах не обсохло!».
Грозному отряду Неудержимых головорезов, снимавшихся в общей сумме в ста тысячах однообразных, но культовых, боевиков 80-х и 90-х представилась очередная возможность посверкать стволами, повзрывать дома и самолёты, поиграть в крутость и благородство. Неважно даже, какая именно причина — Сталлоне не отрицает, что это кино не отличается каким-либо социальным и философским подтекстом, вроде Рембо, или какой другой умной картины с другими умными сценаристами и культовыми героями боевиков. Его неудержимая ностальгия и жажда срубить побольше денег совершила давнюю мечту многих взрослых дядек — объединить в одном фильме таких легенд крутого кино, как Терминатора, Маклейна, Кикбоксёра, Крутого Уокера, Рембо и сержанта Эндрю Скотта. Вспомнить, как раньше было круто — стрелять, грубо хмурить брови и невнятно мямлить фразы, которые потом повторялись всякими мальками во дворе. И ностальгия Сталлоне оказалась настолько неудержимой, что скатилась в абсолютный идейный фарс, через фразу припоминая былые роли, в справедливом ожидании, что современный зритель будет писать кипятком от счастья, что правильно понял и угадал, про что фразы типа «Терминатор хренов!».
Удивительно, но прислушавшийся к номинации на «Золотую Малину», Сталлоне, якобы отказавшийся на этот раз от режиссёрского кресла из-за занятости в возрождении своего старческого тела, привёл на студию очень крутую съёмочную команду во главе с Уэстом, якобы ограничившись только собой и своим персонажем, а Каллахэма, придумавшего Неудержимых, оставил с носом. Возможно, разбитым. И какова бы ни была пляска смерти старых вояк по Уэсту, дебютировавшему в режиссуре с воздушной кутерьмой, всё равно понятно, что баллом правит Старый Боксёр, добавивший к достоинствам своего персонажа ещё и драматичного романтика с разбитым сердцем, у которого умерли все близкие. В этот раз на его фоне раз потерялись абсолютно все бойцы отряда. Стэтхему дали разочек сыграть в Assassin’s Creed. Кутюр варил перловку. Лунгрен целых два раза поумничал перед кадром. А Джет Ли так вообще пропал из кадра после начальной стрельбы. Оттеняют Сталлоне другие старички, которые действительно старички, и показывать экшен способные только при трясущейся камере, ибо каскадёров на таких колоритных персонажей подобрать похожих всё же очень сложно — раньше высокий акцент ставился именно на специфическую внешность.
Самые молодые и зелёные умирают самыми первыми — такой ультиматум постмодернистской открывающей сцене первого фильма из серии «Трёх иксов». На самом деле не добры молодцы, полные огня в груди, способны спасти этот мир от армии бандитов самых разных комплекций и вооружений. Именно старые, повидавшие много ужасного, циничные вояки — опора этого мира, где на каждом шагу бравируют классикой и ретро, как последним, что было прекрасным в этом мире. И острят герои очень характерно для своего времени, правда, мало кто в зале оценил по достоинству надпись «Тук-тук» на таране и тому подобный солдатский юмор, кажущийся донельзя примитивным и безынтересным. Зато все покатятся со смеху от первого появления одинокого волка Чака и его шутки про королевскую кобру в лучших традициях списка фактов о крутости товарища Норриса. Разве только коронного приёма бородач не показал. Появившийся из ниоткуда Уиллис, неожиданно похож на Дьявола, а его финальное примыкание к Неудержимым принимается за бесстыдную шутку Слая — небольшой отряд и так в самом начале перебил небольшое вооружённое государство, а в финале так вообще страдающие синдромом лукасовского штурмовика боевики не смогли противопоставить старикам абсолютно ничего. Им только и оставалось, как умирать скучными однообразными смертями, разбрызгивая компьютерную кровь и отчаянно дрыгаясь, чтобы скрыть недостатки дешёвой графики.
Но это и спасает кино от скуки. Неудержимый пафос ценен именно в таком объёме — когда его ничто не сдерживает, когда он льётся через край в каждой фразе, позе, цитате. Окрылённые местью старики всё ещё могут показать класс, и старина не отваливается при тряске. И совсем немного отличает Неудержимых от настоящего олдскульного боевика — обилие неприкрытых и плоскоюморных цитат и отсылок к самым любимым боевикам прошлых лет неизбежно скатывает кино в ранг пародии, а олдскульные пародийные боевики редко отличались градусом драйва, присутствующим в этом фильме.
Никита Глухов