ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ (UPSIDE DOWN)
Жанр: фантастика
2011, Канада-Франция, 113 мин.
Режиссер: Хуан Диего Соланас
В ролях: Кирстен Данст, Джим Стёрджесс, Нил Напье, Стелла Маив
«Параллельные миры», благодаря свей необычной концепции стали одной из самых интригующих премьер года. К тому же, греет душу тот факт, что в России зрители имеют возможность посмотреть картину первыми в мире, что с западными релизами случается крайне редко. Тем не менее, многострадальный проект Хуана Диего Соланаса, не смотря на интересное визуальное решение вряд ли оправдывает столь высокий градус ожиданий.
В начале, ещё во вступительных титрах нас начинают знакомить с физическими законами и социальным устройством впечатляющего мира двух планет (опаздывать на сеанс категорически не рекомендуется). Авторы не забыли о теме острого социального неравенства и классовой борьбы, которую использовали в последнее время очень многие: начиная от «Времени» и заканчивая «Голодными играми». Только раскрыта она здесь не столь удачно. Адам (Джим Стёрджесс) здесь предстаёт не ярым борцом за справедливость, а безнадёжным романтиком, поэтому весь этот социальный подтекст не производит никакого эффекта, и кажется ненужным. Он знакомится с Иден (Кирстен Данст) ещё будучи ребёнком, и они встречаются долгие годы, до того момента как их разлучит несчастный случай. Сценарий здесь предполагает классический вариант развития событий, который был использован не в одной мыльной опере, но озвучивать его я не буду, так как кому-то это может показаться спойлером.
Далее, они не общаются много лет, до того момента, как Адам видит свою первую любовь на экране телевизора, и решает разыскать её, для чего устраивается на работу в ту же корпорацию. Причём, все эти события происходят в первые десять минут фильма, что не даёт зрителю возможности в полной мере проникнуться романтической составляющей истории. Сюжет забывает о плавной прорисовке характеров персонажей и их отношений, и если у Стёрджесса впоследствии герой более-менее раскрывается ко второй половине фильма, то вот персонажу Данст катастрофически не хватает глубины: мы видим её эмоции, но мало, что знаем о её личности. У Адама есть его история, трагические события в его прошлом, есть стремление и мотивация. У Иден нет ничего. Данный факт способствует тому, что фильм даже в своей главной ценности в качестве мелодрамы начинает сильно сдавать позиции, и превращается в наивную фэнтези-сказку, которой подобные сценарные тонкости не требуются.
События разворачиваются во вселенной, которая предполагает сложнейший концепт. Он сочетает в себе как проработанную (пусть и не слишком детально, но всё же) физическую модель мира, так и социальную структуру общества. Это требует от создателей колоссальной изобретательности, дабы элегантно уложить всё это в сценарий, чтобы объяснить зрителю об основных понятиях и физических законах мира не отвлекая его от самой истории. И в этом отношении они промахиваются — слишком сложный мир требует массы объяснений и разъяснений, и им отдаётся достаточно много хронометража, по этому получается, что такой шикарный визуал, на деле, мешает фильму. В главной роли здесь фантастический мир, его явления, декорации и антураж, а история главных героев развивается слишком вяло и мало эмоционально. Несмотря на объёмный скомканный пролог и такой же скомканный финал, львиную долю времени фильм насыщен красивой картинкой, но никак не действием. Герои парят в воздухе и прыгают по стенам туда-сюда, в то время как режиссёр пытается вспомнить, что же он собирался делать с сюжетом.
«Параллельные миры» в своей детской наивности безнадёжно устарели, и представляют собой сказочку, не слишком обременённую тем эмоциональным накалом, который необходим для полноценной мелодрамы, сюжетная линия которой, между тем, угадывается наперёд, и похвастаться оригинальностью не в состоянии. Учитывая вялое развитие событий, столь изобретательный визуал и проблески адекватного юмора лишь отчасти спасают положение. Создатели уделили много внимания деталям фантастического мира, но им следовало также подумать о самой истории и её персонажах.
Василий Марин