В ДЖЕЙМСЕ ЧТО-ТО ЕСТЬ
Тропический пляж, теплое ласковое море, прикорнувший на песочке верный «вальтер». Прекрасные женские особи, умудряющие просочиться на одну с тобой локацию, даже если ее охраняют так, что птице не пролететь, рыбе не проплыть и даже незадачливая муха будет немедленно расстреляна из пулемета. Ничего удивительного, впрочем, ведь ты Бонд, Джеймс Бонд, и где еще пребывать красоткам, как не в твоих объятиях: нежными губами – к твоей цинично-обаятельной ухмылке, к вертикальной морщинке на щеке.
Сюжет первой части бондианы незамысловат, как и все творчество Яна Флеминга. Есть агент. Есть враги во главе с предположительно гениальным доктором Ноу, создавшим свое маленькое королевство на островке близ Ямайки. Потомок арийцев (угроза минувшая) и китайцев (угроза новая), он мечтает о мировом господстве, ведь размениваться на меньшее и полвека назад было некомильфо. Некий зловещий план, весьма смутно очерченный в фильме, касается радиации, срыва космической программы НАСА и прочих актуальных для начала 1960-х вещей. Большего зрителю знать не нужно, ведь перед ним не какой-нибудь Смайли, Джордж Смайли, а молодой Шон Коннери со своим париком, лопоухостью и бронебойным обаянием. Это значит, что вместо расследования нас ждет джентльменский набор: гонки, мордобой, стрельба, предательство, смокинги, казино, плен, бегство, сигареты, соленые шуточки и лаконично-целомудренные любовные сцены. На всякий же хитрый план найдется большая красная кнопка с надписью «вкл/выкл».
Это культовый фильм – несомненно. И хороший – наверное. Но притом вряд ли такой уж интересный. Средняя скорость боевичков неуклонно растет, на этом фоне ранние приключения Бонда выглядят еще более «британскими», несуетливыми и церемонными. Сюжет не волнует никого, включая героя, который все 23 фильма действует по алгоритму: «нарвался – огреб – вышел победителем». Интрига же интригует только счастливых людей, верящих в существование драконов, победу терроризма над капитализмом и большую светлую любовь. В общем, можно смело отсмотреть картину в пол-, а то и в четверть глаза, ни разу не потеряв нити повествования и не боясь пропустить что-нибудь важное. Единственное безоговорочное mast see – 62-я минута и Урсула Андресс, встающая из пены морской с песенкой о манговом дереве на губах. Кто из дам откажется увидеть белое хлопковое бикини, проданное впоследствии по цене золота? Кто из джентльменов откажется задержаться взглядом на содержимом этого самого бикини? Два в одном, оставайтесь с нами!
Впрочем, не купальником единым, и половины/четверти взгляда «Доктор Ноу» однозначно достоин. Потому что бондиана при всей ее шаблонности – не шотландский джин, и если вы видели один фильм, то отнюдь не видели их все. Позже случалось всякое: бывало динамичнее, бывало осмысленнее, гаджеты и враги становились все круче, актрисы и авто – дороже. Но уже никогда не было впервые, и каждая новая часть держала равнение налево: на первую улыбку Коннери над зеленым сукном, на тот образ, который открыл зрителям кумира, а прокатчикам – золотую жилу… Что-то есть в вас, мистер Бонд.
Татьяна Афанасенкова