007+1
Остров. Дым ритуальных вуду-костров и дурманяший запах маковых полей. У крадущегося вдоль береговой линии мужчины голубые глаза, седые волосы, отчаянно молодое тело и отобранные у Шона Коннери культовое имя, секретарша и лицензия на убийство. У него очередное задание – очаровать двух сослуживиц, одну местную жрицу-весталку и где-то между ними успеть расследовать загадочные смерти двух коллег. Карты Таро пророчат ему роли шута, любовника, а заодно и шила в седалище местного диктатора Кананги, периодически носящего гуттаперчевую маску гарлемского мафиози. До эрганомичного хайтека нулевых еще чуть менее полувека, а потому на жизнь шпиона на службе Ее Величества здесь покушаются пафосно, показушно и накладно: аллигаторовые фермы, акульи бухты, бункеры с аттракционами смерти, погони на маршрутных автобусах, скоростных катерах и частных самолетах местных пенсионерок. На хвосте – вся шерифская конница и вся наркобаронная рать.
В 007+1 части бондианы балом правит кэмп. Китч, возведенный в степень рафинированности: кричащая бижутерия, андрогинный клеш, лоснящаяся черная кожа, курчавые парики, тачки после прокачки, сувенирные черепа, вуду для чайников и беспощадная эксплуатация афро-этники. Пол Маккартни и «пятый битл» Джордж Мартин, сменившие на посту композитора Джона Барри, подарили новое грувовое звучание и самую «чартовую» на тот момент музыкальную тему франшизы. Фирменная же «флемминговская» ирония в «Живи и дай умереть другим» была сознательно доведена сценаристом Томом Манкевичем до откровенно пародийного градуса. Что отчасти подчеркивалось комедийным амплуа дебютировавшего в этой роли Рожера Мура, который сыграл саркастичного британского денди с девятимиллиметровым «Вальтером», переживающего в эпоху семидесятых очередную метросексуальную реинкарнацию.
Новый Бонд, новый саундтрек, новая концепция, еще больше юмора, харизматичных персонажей, первый «черный» злодей и первая «черная» бондгерл. Казалось бы, создатели «Живи и дай умереть» сделали все возможное для того, чтобы убедить в способности к экспериментам ради сохранения своей целевой аудитории. Отчасти им это удалось – сохранив свою структуру, бондиана довольно удачно вырулила после апгрейда, но ее стало слегка заносить на виражах курьеза и абсурда. Хотя стильная шпионская авантюра и превратилась в гэговое сафари с опцией «все включено», основной принцип франшизы, вынесенный в ее названии – «живи и дай умереть (конкурентам)» был соблюден.
Гульнара Вильданова