MAKE LOVE, NOT WAR
ШПИОН, КОТОРЫЙ МЕНЯ ЛЮБИЛ (THE SPY WHO LOVED ME)
1977, Великобритания, 125 мин.
Жанр: боевик, триллер, приключения
Режиссер: Льюис Гилберт
В ролях: Роджер Мур, Барбара Бах, Курд Юргенс, Ричард Кил, Кэролайн Манро, Уолтер Готелл, Джеффри Кин
Будь похождения главного патриота всея Англии советским кинопроизведением, то юбилейную десятую часть, несомненно, выпускали бы с особой гордостью, подкрепляя патриотическим возгласом «Десять – первая покоренная круглочисельная вершина. Ура, товарищи!». И «Шпион, который меня любил», как ни странно, вполне мог сгодиться на роль ментально близкого родственника, достаточно произвести рокировку «шпион-шпионка» в названии. Ведь, в честь знаменательной даты Бондовская вариация Роджера Мура обзавелась кооперативным режимом, и его сопарт…. напарником оказался очаровательный агент КГБ Аня «from mother USSR» Амасова в исполнении Барбары Бах.
Вместе им предстоит раскрыть загадочное исчезновение субмарин с ядерными боеголовками на борту. Впрочем, загадочность заключается в очередном коварном плане по уничтожению человечества антагонистом Стронбергом, заядлым мизантропом, предпочитающим рыбную компанию человеческой, для чего и построил гигантскую подводную лабораторию, обставленную в свойственной франшизе манере преступной аристократичности. Несмотря на то, что «Шпион, который меня любил» окончательно отошел от событий романов Янга Флемминга, ограничившись стандартным набором персонажей, призраки классических бондиановских особенностей витают поблизости на протяжении всего фильма. И подобно полтергейсту, вселяются то в главного злодея, являющего шаблонную копию предводителя СПЕКТРа, то захватывают целые эпизоды, воспроизводя драку в поезде «Из России с любовью» или побег на лыжах вдоль снежных склонов гор «На секретной службе её величества».
От раздражения «повторения – матери учения» спасает двукратно возросший бюджет, и, как следствие, изрядно похорошевший уровень технического исполнения, что превращает знакомые сцены в своего рода ремейк, а новые – в удивительную эмоциональную феерию. Так, вернувшаяся традиция специальных «агентских» автомобилей, подготовила Джеймсу Lotus Esprit 1971 года с острыми, как лезвие бритвы, обводами кузова и белоснежным окрасом, не забыв наделить его умением трансформироваться в миниатюрную субмарину. Последнее, следуя логике висящего ружья на стене, будет использовано по прямому назначению, причем сцена подводных баталий с фирменными примочками от «Q» представится едва не самой захватывающей красотой постановочной работы. Начиная с простого любования подводной разноцветной фауной, охватившей каменистое дно, и заканчивая схваткой с противником, сопровождающейся качественно подобранными ракурсами камеры и стильными синтезаторными ритмами – все эти мелочи создают незабываемое впечатление, благодаря которому перестаешь удивляться, что первое поколение Lotus’a Esprit даже в автомобильной среде неизменно ассоциируется с субмариной Бонда.
Сюжетно дела обстоят схожим образом. Шаблонность Стромберга, оставляющего едва видимый след интереса, компенсируется его помощником с глубокомысленным, практически философским, прозвищем Челюсти. Как можно догадаться, его главная особенность, под стать комиксовому персонажу, заключается в массивной челюсти со стальными зубами. Взамен успешной карьеры слесаря, он на беду парочки суперагентов избрал преступный путь, став двухметровой проблемой номер один. Но хватит про злодеев, благо их много, а Джеймс Бонд один, хоть и в разном исполнении. И вариация Роджера Мура, будучи не сильно жалуемой основной массой поклонников, сумела с третьей попытки ужиться в смокинг своего протагониста, увеличив концентрацию умственной остроты с мужественностью, и подкоротив изощренность, не забыв сохранить при всем этом тонкий балансир внешней элегантности. А введенная сотрудница КГБ, внимание которой предоставлено немногим меньше самого Бонда, подчиняется классике противостояния схожих характеров разнополых персонажей, добавляя к соперничеству доселе невиданный элемент драмы. В конечном счете, соперничество предсказуемо сменяется любовью, а неожиданная новость, что Бонд убил её любовника на задании в Альпах, создает временную интригу, которая, впрочем, оказывается картонной декорацией, сгорающей дотла в страстном постельном аккорде счастливого конца. Вот таким изящным методом английский кинематограф призывает решать межполовые разногласия. Долой войну, твори любовь!
Ярик Ленциус