Термином «новая волна» в кино принято называть короткий (обычно) период, во время которого в определенной стране группа режиссеров начинает делать фильмы, принципиально отличающиеся от всего, что создавалось там раньше.
НОВЫЕ ВОЛНЫ
Речь идет, прежде всего, о новых визуальных находках, манере подаче истории, монтаже, операторской работе и прочих составляющих киноязыка, хотя зачастую не обходится и без социально-общественных мотивов.
Традиционно, «новая волна» ассоциируется с Францией, где на стыке 1950-х и 1960-х одновременно и часто при поддержке друг друга начали «выстреливать» фильмы Трюффо, Годара, Шаброля, Ромера, Риветта. Бывшим кинокритиками в какой-то момент настолько надоело смотреть однообразное французское кино, что они решили взять будущее в свои руки. Отказавшись от студийных съемок, сложного оборудования, наплевав на многие кинематографические догмы и вдохновившись опытом итальянских неореалистов и отдельных прогрессивных мировых режиссеров (Хичкок, Бергман, Дрейер, Дзига Вертов). Фразой, лучше всех характеризирующей «нововолненцев», было изречение Годара: «В фильме должно быть начало, середина и конец, — но не обязательно именно в этом порядке. Как и в жизни». Каждые «новые» становились немного ближе к своему зрителю, так как их героями были обычные люди в обычных ситуациях и с обычными проблемами.
Вскоре волна «новых волн» захлестнула весь мировой кинематограф. Социально острые фильмы «рассерженных британцев», новое кино в Чехословакии, Индии, Японии, Иране, Германии, Америка и так называемый Новый Голливуд также не обошелся без влияния Европы, и даже в изолированном от остального мира Советском Союзе в лентах 1960-х и 1970-х можно было найти картины, вписывающееся в авангард мирового кино. Такие картины не только этапные для мирового кино, но и подтверждение того, что кино не прекращало (и не прекращает сейчас) развиваться, а все разговоры о его скорой смерти — от лукавого и от плохой информированности. Не верите — убедитесь.
Тарас Сасс
ЗАХОРОНЕНИЕ СОЛНЦА (TAIYO NO HAKABA)
1960, Япония, 87 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Масахико Тсугава, Kayoko Honoo, Исао Сасаки, Фумио Ватанабе
НОВОБРАЧНЫЕ С МОСТА МАКДОНАЛД, ИЛИ (НЕ ДОВЕРЯЙТЕ ЧЕРНЫМ ОЧКАМ), (LES FIANCES DU PONT MAC DONALD OU (MEFIEZ-VOUS DES LUNETTES NOIRES))Les fiances du pont...), 1961
1961, Франция, 5 мин.
Жанр: короткометражка, мелодрама, комедия
Режиссер: Аньес Варда
В ролях: Анна Карина, Жан-Люк Годар, Эдди Константин, Сами Фрей
КОЛЛЕКЦИОНЕРША (LA COLLECTIONNEUSE)
1967, Франция, 89 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Патрик Бошо, Хайде Политофф, Даниэль Помрёль, Ален Жуфр
ГАШИШ (HASCHISCH)
1968, Швейцария, 80 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Мишель Суттер
В ролях: Эдит Скоб, Dominique Catton
ЕСЛИ...(IF...)
1968, Великобритания, 111 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Линдсей Андерсон
В ролях: Малкольм МакДауэлл, Дэвид Вуд
САЛАМАНДРА (LA SALAMANDRE)
1971, Швейцария, 125 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Ален Тэннер
В ролях: Бюль Ожье, Жан-Люк Бидо
СМЕРТЬ МАРИИ МАЛИБРАН (DER TOD DER MARIA MALIBRAN)
1972, Германия (ФРГ), 104 мин.
Жанр: мюзикл, фэнтези, драма
Режиссер: Вернер Шрётер
В ролях: Магдалена Монтесума, Кристина Кауфман
ПЛОДЫ СТРАСТИ (LES FRUITS DE LA PASSION)
1981, Франция, 83 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Шуджи Тераяма
В ролях: Изабель Ийе, Клаус Кински
ВСЕЛЯЮЩИЙ СТРАХ (KONG BU FEN ZI)
1986, Тайвань, 109 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Эдвард Янг
В ролях: Кора Миао, Бао-минг Гу, Ванг Эн
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЛЮБОВЬ (AI QING WAN SUI)
1994, Тайвань, 118 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Цай Минлян
В ролях: Чао-юнь Чен, Ли Кан-шен
ПОСЛЕДНЯЯ ЖИЗНЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ (RUANG RAK NOI NID MAHASAN)
2003, Таиланд, 112 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Пен-Ек Ратанаруанг
В ролях: Таданобу Асано, Синитта Бунясак