ОТСТУПНИКИ (THE DEPARTED)
Жанр: триллер, драма, криминал
2006, США, 151 мин.
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Марк Уолберг, Мартин Шин
Казалось бы, вновь подойдя к теме злых улиц, к которой режиссер и ранее обращался в своем творчестве, он уже вызвал к себе скепсис, в силу ну хотя бы того, что в новом веке Скорсезе если не начал сдавать позиции, то точно работал не на прежнем уровне, возвысив в самом начале своего творческого пути собственную постановочную планку до небес.
А учитывая, как часто нас подводят голливудские ремейки, тем более было удивительнее наблюдать, как ловко Мартин выкрутился в этой ситуации, взяв за основу лишь общую концепцию «Двойной рокировки», снабдив сценарий новыми персонажами, и тем самым, по мнению многих, разрушив стройную интригу оригинала. Однако, будет не лишнем заявить, что таким образом «Отступники» воспринимаются практически как самостоятельное произведение, во многом благодаря тому, что здесь наиболее четко виден талант Скорсезе рассказывать историю в одинаково напряженном ритме, не смотря даже на некоторые огрехи сценариста Уильяма Монахэна, по забавному стечению обстоятельств получавшего «Оскар» за фактически переделку японской истории на американские реалии.
Но основной же сюжет, повествующий о двух кротах, или как их принято называть именно здесь, крысах, сразу цепляет своей тщательной проработкой психологических портретов главных героев. Действительно, на наших глазах постепенно меняется мировоззрение двух отдельно взятых личностей, демонстрируется своего рода обе стороны медали. Для «хорошего» его миссия – практически личная трагедия, «плохой» в свою очередь ввязывается в переплет из личных, корыстных побуждений, ради шанса пробиться наверх. Хотя конечно, на экране многое зависело от актеров, и тут даже будет затруднительно выделить из списка кого-то одного. Невероятно хорош и заматеревший со временем Леонардо ДиКаприо, играющий на одном уровне с великим Джеком Николсоном, в свою очередь воплощающего на экране впечатляющий отрицательный образ криминального гения, куда более устрашающего, нежели его же персонажа из одноименной Бертоновской экранизации комикса. Но еще удивительнее, что малоэмоциональный, и, в общем-то, средней руки актер Мэтт Дэймон смог прыгнуть выше головы, и выдать настоящий портрет расчетливого мерзавца, который перестраивается куда легче, чем его оппонент, не терзаясь в отличие от него муками совести. А чисто драматургически лишний здесь персонаж сержанта Дигнама, опять-таки компенсируется настоящим перформансом Марка Уолберга, который к сожалению, все чаще стал отрабатывать гонорар в менее значимых постановках.
А помимо основной интриги, в более чем двухчасовом хронометраже нашлось место и для беспристрастного взгляда на «криминальную столицу Америки» – Бостон, при этом все нравы тамошнего контингента воспроизведены более, чем убедительно. Отсюда и преобладание в диалогах грязной ругани и довольно натуралистичных подробностей многочисленных убийств, сопровождающих сжимавшеюся в тугую пружину действие. Но не смотря на столь мрачный, даже грязноватый визуальный ряд, ни разу не возникало чувства отторжения, потому как определенный реализм только пошел на пользу экспрессивно-эмоциональной манере подачи материала, благодаря которой картина вызывает глубокий отклик у своего зрителя, не смотря даже на то, что апеллирует к самым простым человеческим чувствам. Можно сказать, что в некоторых моментах Скорсезе возвышает свое творение до масштабов эпической гангстерской саги, чего мы не видели в его фильмографии со времен «Славных парней», сейчас носивших звание непререкаемой классики.
Нашлось место и для ряда технических изысков, не заметных с первого взгляда, но так или иначе себя выявляющих. К примеру, грамотная операторская работа Михаэля Балльхауса и рваный монтаж Тельмы Шунмейкер (к слову, отмеченный «Оскаром») вкупе поднимают до новых высот вроде бы рядовые эпизоды той, или иной «стрелы» или перестрелки, не говоря уже о прекрасном саундтреке Говарда Шора, идеально легшего в этот раз на картинку. Однако при более тщательном анализе на поверхности оказывается и некая надуманность всей ситуации (герои делят на двоих одну и ту же женщину, компрометирующий конверт находиться именно на том столе), но таковы правила жанра – и не смотря на то, что итоговый результат удовлетворяет и критиков(«Оскар» за лучший фильм года), и зрителей (один из самых кассовых фильмов в карьере знаменитого итальянца), нет особого смысла искать здесь попытки «изобрести колесо».
Александр Гофман