ПЬЕТА (PIETA)
2012, Южная Корея, 104 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Ким Ки Дук
В ролях: Чо Мин Су, Ли Чжон Чжин, У Ки Хон, Кан Ын Чжин
Вероятно, только такой режиссер, как Ким Ки Дук, обладающий собственным, уникальных видением материала, способен поднимать так часто затрагивающиеся в кино темы, каждый раз рассказывая свои истории в несколько ином ключе, нежели обычно. Здесь зрителю дают понаблюдать за угрюмым мизантропом Ли Кан До, работающего на ростовщика и беспощадно вышибающего долги с несчастных заемщиков, зачастую доводя дело до инвалидности, а значит и до такой необходимой в этом деле страховки. Не имеющий четкого распорядка дня, живущий словно на автомате и подчиненный животным инстинктам – именно таким предстал перед нами главный герой в первые минуты этой вновь очень жестокой, можно даже сказать, беспощадной картины корейского постановщика.
Тем занятнее было наблюдать за взаимоотношениями внезапно появившийся матери и бесчувственного громилы, выросшего по ее собственному мнению, «совсем без любви». Мать и сын, между которыми пропасть, бесконечно долгая пауза, длинною в тридцать лет, внезапно обретают друг в друге успокоение. Пусть их отношения прописаны автором очень непросто – проверка родственной связи, затеянная недоверчивым сыном, может смутить даже видавших виды зрителей, ибо творец совсем не стесняется порой окрашивать свое монументальное полотно в кроваво-красный цвет, то и дело вызывая шок на чисто эстетическом уровне. Надо ли говорить, что центральный дуэт сыгран на максимально высоком уровне, ведь любая, даже малейшая фальшь или наигранность могла разрушить тщательно выстроенные, сыгранные на тонких нюансах образы, вызывающие с каждой минутой все больше сочувствия.
Можно сказать, эмоциональный фон разворачивающегося действия зашкаливает, требуя полной отдачи от целевой аудитории, даря взамен целый спектр всевозможных человеческих чувств, но ни разу тем ни менее не скатываясь в слезовыжималку. Просто Ким Ки Дук, верный себе, не щадит ни своих героев, ни зрителя, ни даже выбегающего на свободу белого кролика. Смерть, такая неуловимая, но ясно ощущаемая на подсознательном уровне, присутствует в каждом кадре. Подобное настроение достигается почти неуловимыми, ловкими штрихами настоящего мастера, вкупе с необычным, мрачно-выверенным визуальным рядом. Пусть такая простая по началу история снята в почти документальном стиле, без каких-либо технических изысков, за исключением разве что грамотной операторской работы и как всегда душераздирающего музыкального сопровождения, чьи патетичные ноты на сей раз звучали весьма уместно в контексте набирающей обороты трагедии едва ли не древнегреческих масштабов.
Вскоре конечно, в сюжетной линии проскользнет необычно-обставленный, но все-таки предсказуемый, даже необходимый тут ход, еще лучше раскрывающий свойственный восточному кинематографу месседж, а в финале эффектно подчеркивающий несомненные художественные достоинства всей ленты в целом. Может быть, что даже и сам Ким Ки Дук хотел ввести поначалу в заблуждение, обмануть, на что наталкивает и выведенная в заголовок отсылка к скульптуре Микеланджело «Оплакивание Христа». На деле же сакральный смысл 18-го по счету фильма маэстро содержит в себе рассуждения и о высокой цене искупления страшных грехов, и о моральном разложении людских душ вследствие губительного влияния денег. О том, что месть заходит порой так далеко, что превращается в пытку для самого мстителя. В конце концов, протаскивая Кан До через бездну психологических испытаний, режиссер как бы показывает, что любовь сына к матери(пусть даже основанная на иррациональной установке) – великая сила, способная даже в монстре пробудить человека.
Александр Гофман
|
Комментарии:
2. | Сергей Сысойкин | | 26.11.2012 10:32 |
Везет вам, что не смотрели предыдущие 17 фильмов Ким ки Дука. Я вот, каюсь, видел и не могу разделить Вашего оптимизма по поводу новой работы) |
3. | Вероника Кломас | | 26.11.2012 17:26 |
Видела я все его работы, один из любимых режиссеров)
Что же вас разочаровало? |
4. | Сергей Сысойкин | | 27.11.2012 01:14 |
Если Вы видели все работы Ким Ки Дука, то должны заметить, что режиссер развивается по прямой - начав с азиатского экстрима, кореец, поняв, что фестивали с радостью хватаются за его кино, начал постепенно утопать в самоповторах. Потом начала стадия красоты, закончившаяся еще быстрее. Ариран, казалось бы, должен был вдохнуть в режиссера новую жизнь - ан нет. Пьета - претенциозная история, выполненная в отрыве от реальности плюс, открыто аппелирующая к европейским критикам. За то время, пока Ким Ки Дук пел Ариран, на фестивалях появились его соотечественники, отказывающиеся от излишних претензий в пользу интересных, хорошо проговоренных историй. Ким же избрал религиозную невнятицу, которую очень любят как раз экуменические жюри. |
5. | Игорь Талалаев | | 27.11.2012 10:22 |
Со всеми этими авторскими лентами всегда такая закавыка - что одному нетленный шедевр, то другому - самоповтор и ерунда. |
6. | Вероника Кломас | | 27.11.2012 20:18 |
Сергей, согласна с тем, что Ким Ки Дук обращается к европейской публике (не только к критикам), но, как известно, причиной тому является её отклик и патологическое непонимание его фильмов на родине. К тому же режиссёр изначально звал в "Пьету" европейских актёров, только вот не сложилось. По поводу отрыва от реальности: во-первых, Кима упрекали в этом, и он объяснил, что жители Кореи так не воспримут показанное в фильме, лишь для интеллигентного европейца это вопиющий ужас; во-вторых, художественное кино (уж тем более авторское) всегда отчасти притча. Самоповтора мне, видимо, не отыскать здесь днём с огнём, а в религиозной невнятице упрекать человека, столь тесно знакомого с религией, не очень оправданно.
Игорь, да, всем не угодишь, но, когда клеймят любимого режиссёра, душа болит)) |
7. | Сергей Сысойкин | | 28.11.2012 01:05 |
Неудивительно, потому что благодаря во многом Ким Ки Дуку в Европе и пошла мода на азиатское насилие, которое потом стало обыденным делом даже в мейнстримных проектах. Когда кореец начал повторять оное из фильма в фильм, его перестали брать в расчет серьезные фестивали. Зачастую и получалось, что кроме насилия предложить публике было нечего. Оттого и вышло из-под пера Ким Ки Дука три подряд диких невнятицы (надеюсь время, Взгляд и Мечту вы не будете защищать).
После Арирана лично я подумал, что кореец, наконец, избавится от надоевших клише и самоповторов, но в "Пьете" мы опять видим его Плохого парня на этот раз с въедливым привкусом религиозности. И хорошо, что европейцы не стали связываться с этим проектом. Подобные вещи мы уже проходили у Ан Дунг Трэна в "Я прихожу с дождем", получилось редкостная фигня. Если Ким Ки Дук копил силы, чтобы снять "Пьету", то это печально. |
8. | Александр Гофман | | 28.11.2012 01:45 |
Как-бы то ни было "Пьета" - идеально фестифвальное кино. совершенно заслуженно получившее свой приз. Уже то, что картина вызывает совершенно противоположные мнения тут и там, говорит о том, что фильм удался. |
9. | Сергей Сысойкин | | 28.11.2012 02:57 |
Соглашусь с первой частью высказанного - слишком идеальное и слишком фестивальное, то бишь искусственное и нежизнеспособное. Поэтому его корейцы и не любят, видимо.
Касательно второй части заявления, то я бы не стал говорить с ходу. До нас не добрались еще "Мастер", "Рай:Вера" и "К чуду". |
10. | Александр Гофман | | 28.11.2012 12:05 |
Насчет "Мастера" можно и не упоминать. Это уже скорее "Оскаровские" триумфаторы(за исключением "К чуду", его уже освистали). Впереди еще громкая "Нулевая видимость 30", "Жизнь Пи", "Джанго освобожденный", "Линкольн", "Ржавчина и кость", "Отверженные" и "Невозможное" - у всех картин недюжинный потенциал, и все получили восторженную критику. Но к сожалению, сейчас пресса легко продается - это видно, ну хотя-бы по неумеренным восторгам в отношении дуболомного "Скайфолла" и средненького "Моего парня - психа". |
11. | Сергей Сысойкин | | 28.11.2012 20:28 |
Мы вели речь о венецианском кинофестивале, а Вы перешли на Оскар. Конкретно, "Мастер" был в конкурсе, как и "К чуду", поэтому любопытно сравнить по художественной составляющей "Пьету" и их. Овация и свист на фестивалях - это не показатель. Ну не напоминать же Вам канонический случай с последним фильмом Германа-ст., за обструкцию которого все очень-очень долго извинялись. Если вспоминать Венецию, то все рукоплескали Овсянкам, даже Тарантино, но в отечественном прокате фильм пошел вяло и понравился меньшинству.
Касательно нынешнего конкурса, особо интересно посмотреть Зайдля, человека, не привыкшего потакать жюри и публике, идя на компромисс, как это делает Ким Ки Дук. Чувствуется мне, что именно австриец был достоен Льва, да жюри струхнуло. |
12. | Вероника Кломас | | 29.11.2012 22:11 |
Сергей, вы недооцениваете мои силы - я буду защищать каждый фильм Ким Ки Дука))))
Не понимаю, почему вы так настаиваете на самоповторах: в кино никакая тема уже не будет новой. Другое дело - придумать новый художественный метод её выражения, что, как мне кажется, у Ким Ки Дука получается, его авторский стиль узнаётся по первым же кадрам. И скорее фестивальные критики постепенно приняли работы корейца под своё крыло, нежели режиссёр шёл на сознательные компромиссы.
На самом деле мы все дружно здесь ударились в субъективизм, когда никакие а ля аналитические доводы не помогут: если фильм нравится, то с этим ничего не поделаешь и наоборот. Тем более, что обсуждаем мы всё-таки достойное кино, а не проходной блокбастер.
|
|
|