РАСПЛЫВЧАТЫЕ КОНТУРЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ
СОВОКУПНОСТЬ ЛЖИ (BODY OF LIES)
Жанр: политическая драма
2008, США-Испания, 128 мин.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Рассел Кроу, Марк Стронг, Голшифте Фарахани, Оскар Айзек, Али Сулиман, Алон Абутбул, Винс Колосимо
«Body of lies» разностороннего британца Скотта, превосходно доказывает его конъюнктурность в самом лучшем смысле этого слова. До сэра Ридли по теме Ирака последовательно высказались Пол Хаггис, Брайан де Пальма и Кимберли Пирс. Каждый из них попытался внести свою краску в палитру разочарования войной, но Скотт показал главное – постепенное отрезвление янки от патриотических речей политиков. Находчивость британца в последствие подтвердит и Кэтрин Бигелоу в «Повелителях бури», когда окончательно сбросит покровы военного пафоса с гробов погибших американцев и желающих в них поскорее залезть.
Не претендуя на классику, «Совокупность лжи» - хорошее сиюминутное высказывание о том, что «правды на свете нет». Ирак — это всего лишь декорация, прихотливая паранджа, которая вот-вот упадет и от нее не останется и следа. Неслучайно, действие фильма переносит нас от Голландии до Иордании и обратно.
Вычленяя само понятие терроризма, Скотт при помощи сценаристов Монахэна и Игнатиуса существенно корректирует взгляд янки на окружающий мир. Все стилистические приемы, вроде глупейших ошибок американской разведки, ее беспомощности перед лицом опасности, незнания захватчиками условий, обычаев и верований чужой страны сейчас уже кажутся карикатурными и чересчур киношными, но свою задачу по развенчиванию пропаганды они выполнили с честью.
Янки, по Скотту, используют людей как расходный материал, пытаясь подобраться как можно ближе к цели. В некоторых случаях, действуя очень прямолинейно и бездумно, раз за разом оказываясь в дураках. Нагоняя страх на клиповых имитаторов патриотического кинематографа, сценаристы вкладывают в уста Рассела Кроу фразу — «Их общество не так легко разрушить, наше в два счета до основания».
Это не фильм о мнимой американской гегемонии на Ближнем Востоке, это фильм о людях, для которых война стала ежедневной работой, без перерывов и отпусков. Один из них в Америке, весь погрязший в кабинетной работе, другой неустанно рыщущий по всему Востоку, выполняя приказы. Постепенно последний полностью ощущает на себе все принципы работы американской разведки и решает раствориться там, что еще недавно считал землей врага. А восток принимает не всех. И раскрывается не всем. Разведка должна постоянно находится в деле, в работе. Кабинеты ее убивают. Становясь, по сути, чиновником, забываешь, как это было там, на территории противника. А от одной твоей ошибки может зависеть судьба агента. Ложь неприемлема, но она существует и циркулирует по венам разведки, отравляя организм. Заставляя людей считающих себя патриотами разочароваться в своей стране.
Все вышеперечисленное хоть и звучит пафосно, но здорово отрезвляет желающих заняться очередной пропагандой в кинематографе. По крайней мере, некоторые продюсеры современных сериалов об имитации чувства гордости за свою страну, мнимости героизма и отчетливости предательства, в частности «Homeland», фильм Скотта внимательно смотрели.
Сергей Сысойкин