ВИНОВНЫЕ УЖЕ УВОЛЕНЫ, ИЛИ ЦИРК МОНТИ ПАЙТОНА
«МОНТИ ПАИТОН: ЛЕТАЮЩИЙ ЦИРК» («MONTY PYTHON'S FLYING CIRCUS»)
1969-1974
Режиссеры: Йен МакНотон, Джон Ховард Дейвис
«МОНТИ ПАЙТОН И СВЯЩЕННЫЙ ГРААЛЬ» («MONTY PYTHOM AND THE HOLY GRAIL»)
1975
Режиссеры: Терри Гиллиам, Терри Джонс
«А ТЕПЕРЬ КОЕ-ЧТО...» («AND NOW SOMETHING COMPLETELY DIFFERENT»)
1971
Режиссер: Йен МакНотон
«ЖИЗНЬ БРАЙАНА ПО МОНТИ ПАНТОН» («LIFE OF BRIAN»)
1979
Режиссер: Терри Джонс
«СМЫСЛ ЖИЗНИ ПО МОНТИ ПАЙТОНУ» («THE MEANING OF LIFE»)
1983
Режиссеры: Терри Джонс, Терри Гиллиам
«МОНТИ ПАЙТОН В ГОЛЛИВУДЕ» (MONTHY PYTHON LIVE AT THE HOLLYWOOD BOWL»)
1982
Режиссеры: Терри Хьюз, Йен МакНотон
Жанр: комедия
Производство: Великобритания
В ролях: Грэм Чэпмен, Эрик Айдл, Терри Джонс, Майкл Пэлин, Терри Гиллиам, Джон Клиз
СЛОВО АВТОРОВ
ЮРИЙ ХАМНАЕВ. Привет, уважаемый читатель. Для начала немного лирики.
Юмор - сложная материя и не многие сумели на этом поприще добиться мирового господства и всечеловеческого поклонения. А вот самые хитрые и ловкие смогли, да еще и как. Собственно, комедии никогда сильно не отличались, ибо заставляли людей смеяться. Именно поэтому переломных моментов в мире фильмов, жанра «комедия» ровно три. Сейчас я вам про них расскажу в полном беспорядке.
Третий момент - Х/ф «American Pie». Братья Вайц выступили со своим мега-хитом про подростков, отчаянно пытающихся стать мужчинами до своего выпускного вечера. "Американский Пирог" стал переломным фильмом для жанра «молодежных комедий». Именно с него пошло огромное количество других фильмов о подростках с различной степенью развязности, пошлости и юмора. Собственно, фильм «American Pie» стал настолько мощным кассовым хитом, что продюсеры с распростертыми объятьями встречают любого режиссера, который намерен совершить свою небольшую, но революцию в молодежном кино. Немногие, после пирога, сняли что-то действительно стоящее в жанре.
Первый момент - 1921 год - вышел х/ф «The Kid», режиссером которого выступил небезызвестный Чарли Чаплин. Картина стала первой полнометражной картиной режиссера Чаплина. Именно тогда, в том далеком году мир комедий уже никогда не был прежним, ибо стало ясно, что в легком и ненавязчивом жанре комедии можно говорить о действительно серьезных вещах. История о мальчике-сироте и талантливом бродяге пришлась по вкусу тогдашней публике, ровно так же, как и по вкусу, она публике нынешней.
Ну и второй - Монти Пайтон с их шоу «Flying Circus».
В этом году исполняется 40 лет, не побоюсь этого слова Королям Английского Юмора, а один из фильмов Пайтоновцев -«Life of Brian» отмечает свое 30-летие. Юмор Пайтонов при первом знакомстве показался мне крайне оригинальным, свежим, умным, а главное - смешным. Помню странное чувство, когда первые виновные были уволены. Помню довольно средненькое начало, помню первый смешок, когда оказалось что король от не короля отличается лишь наличием дерьма на одежде. Помню откровенный смех, когда Король Артур бился с Черным Рыцарем. И помню смех сквозь слезы, когда «Вы найдете то, что ищете в замке Ааааа...» Через какое-то время я посмотрел все, что данный коллектив произвел на свет и, должен заметить, разочарован не был ни разу. Любимая шутка - «За каким кустом находится наш гражданин?»
С этого месяца в нашем разделе появляется нововведение, обозначенное как «Слово авторов». Именно в этой небольшой колонке авторы, задействованные в написании той или иной статьи для раздела, могут высказать свое твердое мнение по поводу обозреваемых фильмов, а также поделится информацией различной степени важности. Очередь за остальными участниками...
ВЛАДИСЛАВ ЛОБАЧ. Не помню, когда я впервые узнал про Монти Пайтон, но узнал откуда-то. А потом посмотрел по ТВ «Смысл жизни» (причем начала ждал где-то до 3 часов ночи) и как-то не слишком проникся. Абсурдные истории и юмористические изыски показались неподготовленному мне слишком гружеными. Во второй раз попал (уже совершенно случайно) на каком-то канале на отрывок из «Летающего цирка» (про инквизицию) и все стало окончательно и бесповоротно ясно - это навсегда. Пайтоны в комедии являются для меня тем же, чем Битлы в музыке. До них было непонятно что, а после все изменилось. Забавно и восхитительно, что участники этих групп даже дружили между собой.
Они, конечно, гении. Трудно представить, что творилось с комедийными передачами на английском телевидении до их прихода. Но, что-то мне подсказывает - ситуация была малорадостной и скорее напоминала нынешнее российское телевидение с вечно-унылыми кривыми зеркалами и аншлагами. Бороться с подобными соперниками и создать что-то лучшее вроде бы легко, но и трудно одновременно. Высмеиванием всего и всея можно легко увлечься, скатиться в пошлость и впасть в откровенные самоповторы - Пайтоны увлеклись, но повторяться не стали, в пошлость не скатились, хотя и ходили подчас по тончайшей грани, как в картине «Жизнь Брайана».
Вообще, сложно говорить о Монти Пайтон, не впадая в сопливый восторг, так что, заканчиваю. В этом году группе исполняется уже 40 лет и есть такая навязчивая традиция - подведения творческих итогов. Так вот... А, к черту!
Относитесь к жизни проще и жить будет легче. «Always Look At The Bright Side Of Life», - как пел Эрик Айдл, вися на кресте.
ТАРАС САСС. Мое знакомство с Монти Пайтоновцами произошло в те далекие времена, когда имена Кубрика и Линча я еще не произносил с должны пиететом, а скупал кучу видеокассет, среди которых немного позже и был обнаружен «Грааль» юмора - удел базарных шутов и клоунов. Группа людей с классическим (Оксфорд и Кембридж (!)) образованием сотворила перевопереворот в таком довольно консервативном жанре как комедия. Начав с небольшого шоу на британском телевидении, они сначала завоевали своим нетривиальным (мягко говоря) юмором традиционную в своих вкусах Британию, а потом и целый мир. Что всегда отличало труппу, так это то, что запретных и умалчиваемых тем для них никогда не существовало. Впрочем, к пошлостям и гадостям они никогда не скатывались, наверное потому, что всегда умели зреть в корень. Будь-то переосмысление рыцарской эпохи, традиционных устоев общества или религиозных догм. Но, главное, это всегда было больше чем просто смешно. Но лучше всего о Пайтонах говорит их влияние на последующие поколения кинематографистов. На творчестве англичан росли такие корифеи пародии и абсурда как братья Цукер и Джим Абрахаме, а их самые знаменитые творения вроде «Аэроплана», «Голого пистолета» или «Горячих голов» были бы просто невозможны без следования заветам секстета. Не состоялся бы без школы «Летающего цирка» и один из самых оригинальных и неординарных режиссеров современности Терри Гиллиам. Уровень цитирования «Священного Грааля» и «Жизни Брайана» в кино сравним с уровнем упоминания классических «больших» лент. Отдельные шутки из фильмов и шоу «циркачей» начали жить своей жизнью. Чего стоит хотя священная граната Антиохийская, ставшая настоящим хитом во многих современных компьютерных играх (да чего там скромничать - есть целая серия компьютерных игр, посвященная миру Монти Пайтонов), или беспощадный кролик-убийца. Даже такое неприятное для ушей современного человека слово как «спам» в привычном для нас значении сошло именно с их уст. Монти Пайтон породили кучу подражателей, причем их стало уже настолько много, что часто люди и не подозревают о тех, кто на самом деле, стоял у истоков. Что касается лично меня, то фильмы комик-группы Монти Пайтон, а, в первую очередь, «Священный Грааль» - это одна из самых смешных вещей в нашем, порой слишком серьезном, мире и просто лучшая комедия на свете.
СЕРГЕЙ СЫСОЙКИН. Я, наверное, отличаюсь от соавторов статьи тем, что познакомился с творчеством Монти Пайтонов только, когда учился эдак на курсе третьем (а было это как будто уже в другой жизни). К классике английского юмора меня приобщил друг, подсунув как-то диск с их фильмами и шоу. Помню, многое из увиденного понравилось. А потом я словно забыл о них. И вспоминал время от времени, когда на душе становилось погано и хотелось уморительного веселья. Собственно для меня Пайтоны стали своеобразным мерилом отношения к жизни.
Как человек, получивший историческое образование, я буквально впитал в себя осознание того, что любой факт можно повернуть в выгодном свете. А то, что историю пишут победители, было понятно еще со школы. Но Пайтоны пошли еще дальше. Взяв за основу историю своей снобистски настроенной родины, они нагло извратили факты так, что Британия превратилась в страну клинических идиотов, неспособных победить злобных зулусов или французов и отстоять свое право на мировое господство. Причем сделано это было в то время, когда Англия в последний раз пыталась побряцать оружием, стараясь оттяпать у Аргентины Фолклендские острова. И это плотно вошло у них в привычку. Кубрик, Бунюэль, католики, протестанты, исторические персонажи и даже Папа Римский подверглись пайтоновскому остракизму. Британские комики похоже поняли самое главное в юморе - хочешь зацепить зрителя - смешай все шутки от интеллектуальных до туалетных и выдай одним махом. Грани, отделяющей две категории находящиеся на разных полюсах, не существует. Тем самым их аудитория включает в себя самых разнообразных зрителей, как по образованию, так и по убеждениям. Юмор Пайтонов противопоказан лишь одной категории зрителей - ханжам. Еще бы у британцев нет идолов для поклонения и авторитетов. Любой может получить от них увесистый пинок под зад. Рассказывать о Пайтонах можно бесконечно, как и перечислять их самые удачные шутки. Самая моя любимая, а точнее целый эпизод из фильма - «Смысл жизни», когда пришедшие за органом, который иногда охватывает цирроз от неумеренного потребления алкоголя, почетного донора, ненароком спрашивают у его немного обалдевшей супруги - «А вы бы не хотели тоже отдать нам почку?». И в качестве разводки споют милую песенку о бессмысленности бытия, заткнув за пояс всех философов сразу. Интеллектуальный юмор в трэшевой обертке - что может быть лучше этого? Будь моя воля, я вообще забил весь объем статьи шутками неподражаемых британцев и поверьте, даже в таком своеобразном виде материал читался бы на ура. Они сладкие и гадкие одновременно. В этом году великой комик-группе исполняется 40 лет. Со своей стороны я бы хотел сердечно поздравить классиков английского юмора. А теперь всем спасибо, все уволены, в том числе и авторы.
ПЯТЕРО АНГЛИЧАН НЕ СЧИТАЯ АМЕРИКАНЦА
Итак, вот эти ребята: Эрик Айдл, Майкл Пэлин, Грэм Чэпмен, Терри Джонс и Джон Клиз. Пятеро английских комиков, которых связывает между собой логическая цепочка, состоящая из слов: Оксфорд, Кембридж и комедийная тусовка Cambridge Circus. А также еще один человек, американец и художник, Терри Гиллиам.
Именно им, родившимся в 40-х, и начавшим активно шутить в 60-х, предложили организовать свое собственное шоу. И даже на канале ВВС. Название для телепередачи придумывали все вместе, было много смешных и забавных названий (даже такое умопомрачительное как «Летающий цирк Гвен Дибли»), и, в итоге, 5 октября 1969 года в эфир вышел первый эпизод шоу «Летающий цирк Монти Пайтона».
Сериал продержался на телеэкранах пять лет, четыре сезона и 45 серий. В нем, с различной степенью активности, принимали участие такие люди, как Дуглас Адаме (тот, который написал «Автостопом по Галактике») и Ринго Старр (тот, который барабанил в «Битлз»). А практически постоянными участницами группы стали англичанка Кэрол Кливлэнд (ее еще называют седьмым Пайтоном) и американка Конни Бут. Последняя, по чистой случайности, оказалась еще и женой Джона Клиза.
Еще во время съемок «Цирка» Пайтоны решили экспансиро-вать свое творчество за рубеж. В частности, в Германию и Америку. Для немецких зрителей был написан абсолютно новый материл и сняты два получасовых выпуска. Для американцев решили ограничиться съемками фильма «А теперь кое-что еще...» Он был снят практически за копейки (т.е. за пенсы) и представлял собой подборку лучших скетчей из первых двух сезонов «Летающего цирка».
А затем в группе произошел небольшой раскол. Джон Клиз, недовольный качеством шуток в третьем сезоне покинул сериал. Вместе с Конни Бут он организовал свое собственное шоу «Башни Фолти», где в одиночку очень активно шутил на протяжении двух сезонов. История показала, что он был прав. Четвертый сезон «Летающего цирка», включающий в себя всего 6 серий, вместо обычных 13-ти, получился гораздо менее удачным, чем предыдущие, и стал последним.
Но история на этом не закончилась, а продолжилась. Пайтоны в полном составе (это значит вместе с Клизом) занялись съемками полнометражной картины, основанной на похождениях Короля Артура и Рыцарей Круглого стола.
Съемки проходили с множеством проблем, ведь на режиссерском посту стояли два неопытных Терри, Джонс и Гиллиам, а от просмотра черновых материалов все пришли в ужас. Однако, однако, однако. Окончательная версия картины, вышедшая в апреле 1975 года, не только полностью окупилась в прокате, но и стала тем переломным моментом в истории комедийного жанра, какие иногда случаются в истории.
Но от проблем такой успех Пайтонов не избавил. Они долго не могли найти продюсеров для своей следующей картины «Жизнь Брайана». Жанр религиозной сатиры отпугнул почти всех потенциальных инвесторов. А спас всех Джордж Харрисон (тот самый). Он оперативно основал свою кинокомпанию и профинансировал съемки. Выход фильма в 1979 году сопровождали скандалы, почище, чем вокруг недавнего «Кода да Винчи». Протестовали представители практически всех влиятельных мировых религий. А скандалы, разумеется, лучшая реклама. При 4 миллионах бюджета, сборы составили около 20.
Кстати, как настоящая группа, Пайтоны давали и живые концерты, самый известный из которых прошел в Голливуде и даже был запечатлен на пленку в виде фильма (благодаря этому он и стал самым известным). Концерт проходил в разгар написания сценария для следующего полнометражного фильма «Смысл жизни». Эта картина и стала последней в фильмографии группы и даже была удостоена «Большого приза жюри» Каннского кинофестиваля 1983 года.
После окончательного распада группы его участники занимались разными интересными вещами (хотя, начали они ими заниматься еще раньше). Причем, нередко их пути пересекались. Происходило это, в основном благодаря Терри Джонсу и Терри Гиллиаму, которые серьезно занялись режиссерской деятельностью, нередко приглашая в свои картины друзей. Самой Пайтоновской картиной стала экранизация английской сказки «Ветер в ивах», снятой Джонсом, он же сыграл в ней главную роль, а Айдл, Клиз и Пэлин исполнили другие роли. Его переплюнул Гиллиам. Он снял Клиза и Пэлина в «Бандитах во времени», того же Пэлина, но уже без Клиза в «Джабервоках» и «Бразилии», а Айдла в «Приключениях барона Мюнхаузена». Джонс, в свою очередь снял себя самого (и Клиза) в «Эрике Викинге», а вдобавок срежиссировал одну из серий «Хроник молодого Индианы Джонса» и поучаствовал в качестве ведущего в нескольких исторических передачах, посвященных много чему. Гиллиам в долгу не остался и стал режиссером картин «12 обезьян» с уже лысым Брюсом Уиллисом, «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» с Джонни Деппом, а также «Воображариума доктора Парнасса» в котором свою последнюю роль сыграл Хит Леджер. Джон Клиз и Эрик Айдл, в отличие от своих друзей, остались в актерской профессии и снялись много где. Клиз, например, в «Рыбке по имени Ванда», «Франкештейне», «Крысиных бегах», нескольких фильмах бондианы и даже мелькнул в роли привидения в «Гарри Поттере». Эрик Айдл тоже молодец. Еще в 70-х он, вместе с другом Нилом Иннесом, организовал собственное комедийное шоу, а затем, с ним же, снял блистательную пародию на Битлов: «Ратлз: Все, что вам нужно - наличка». Еще Айдл озвучивал кого-то в «Симпсонах», полнометражном «Южном Парке» и Мерлина в «Шреке», а также снимался в «Монашках в бегах», «Вокруг света за 80 дней», «Каспере» и «Дадли Справедливом».
Майкл Пэлин же, практически забыв о своей актерской профессии, полностью отдался жажде путешествий и исколесил пол-мира (например, Гималаи и Сахару), снимая фильмы для ВВС.
Самым пассивным из этой замечательной шестерки стал Грэм Чэпмен. В 83-м он сыграл главную роль в пиратской комедии «Желтая Борода», а в 89-м умер от рака. На его похоронах Пайтоны много шутили и пели.
Смерть Чэпмена практически положила конец разговорам о воссоединении группы. Хотя не до конца. И Пайтоны иногда, забыв о творческих разногласиях, собираются вместе, по различным поводам. Например, на фестивале в Аспене в 1998 году вся пятерка с удовольствием вспоминала свою историю, а затем Гиллиам рассыпал урну с прахом Чэпмена, и всем стало смешно.
Последним выступлением группы стал концерт памяти Джорджа Харрисона. Пайтоны выступали на нем в составе Майкла Пэлина, Эрика Айдла, Терри Джонса, Терри Гиллиа-ма, Кэрол Кливленд, Нила Иннеса и Тома Хэнкса.
P.S. Грэм Чэпмен, кстати, был геем.
P.P.S. И алкоголиком.
«МОНТИ ПАИТОН: ЛЕТАЮЩИЙ ЦИРК» («MONTY PYTHON'S FLYING CIRCUS»)
ОБЩЕЕ
Однажды, осенним вечером 1969 года, на английском канале ВВС заиграл военный марш (The Liberty Bell, если кому интересно), а затем появилась гигантская нарисованная ступня - то была премьера «Летающего цирка Монти Пайтона», юмористического шоу, ставшего впоследствии каноном британского... [однако, лучше пока обойтись без громких слов].
Так сошлись звезды: с одной стороны - пять английских комиков и один американский художник-аниматор, с разной степенью успешности участвующие в различных теле-шоу, ни одно из которых не устраивало их строго прописанными правилами и запретами, из-за чего добрая половина придуманных скетчей отправлялась прямиком встал, с другой-близость наступления свободных 70-х и смена консервативного руководства ВВС чуть менее консервативным. Тут-то и пришла идея о создании новой комедийной передачи. Джон Клиз, Эрик Айдл, Грэм Чэпмен, Терри Джонс, Майкл Пэлин и Терри Гиллиам были к этому готовы. «В вашем шоу не будет секса и насилия?» - спросили у них. «Конечно же, нет!» - ответили те. И «Летающему цирку» был дан зеленый свет (кстати, один из эпизодов шоу так и был назван: «Секс и насилие»).
Пайтоны с первого же выпуска взяли с места в карьер. Благо поводов посмеяться окружающий мир предоставлял в избытке. Бюрократизм и французы, идиотские телепередачи и жизнь офисных работников, тупость чиновников и венгры, нерадивые продавцы и обслуживание в ресторанах, история и религия - для них не было ничего святого, включая и королевскую семью.
Само построение шоу также разительно отличалось от существовавших стандартов. Традиционная заставка могла вполне спокойно поменяться местами с титрами, а то и вовсе появится в разгар какого-нибудь скетча. А сами скетчи плавно (и не очень) перетекали друг в друга, без полагающейся «добивки» финальной фразой. Иногда разыгрываемые сцены с криком «Что за глупость!» прерывал армейский полковник в исполнении Чэпмена, а при усиливающемся пафосе других сцен появлялся рыцарь с ощипанной курицей и ударом по голове прерывал действо. Сейчас уже сложно понять какое впечатление на зрителя производили все эти оригинальные идеи, но тот факт, что «Летающий цирк» стартовал с не самыми высокими рейтингами, говорит о многом. Публика еще не была готова к восприятию того абсурдного юмора, который предлагала группа. Она подготовится чуть позже. А ведь именно в двух первых сезонах шоу скопились те самые номера, которые потом не просто разойдутся на цитаты, а будут заучиваться фанатами наизусть, от первого до последнего слова.
Самым любимым и известным скетчем является «Мертвый попугай» - маленькая история о покупателе, возвращающем в зоомагазин мертвую птицу и продавце, нелепо отрицающем факт этой самой смерти. Этот скетч стал настолько популярным, что на живых концертах группы во время него исполнения в зале царила гробовая тишина. Фанаты просто повторяли все реплики вслед за персонажами. Впрочем, и другие сценки получили всенародную славу и любовь. Например, «Песня лесоруба», в которой лесоруб вместе с хором лесников раскрывал свою маленькую тайну; «Испанская инквизиция» - это когда троица фанатичных инквизиторов совершенно неожиданно появлялась посреди какого-нибудь эпизода; «Министерство глупых походок» - эпизод, больно ударяющий по британскому бюрократизму; «Спам» - история о надоедливой ветчине. Третий сезон был уже не столь щедр на яркие и оригинальные находки, Пайтоны в основном использовали уже выравыработанные ранее образы и идеи, что вызывало резкое недовольство Клиза, а затем и уход его из «Летающего Цирка». Тем не менее, четвертый сезон, хоть и в сокращенном виде (всего 6 серий вместо обычных 13-ти), но состоялся. Четверо Пай-тонов (Гиллиам все-таки не в счет) как могли, компенсировали собой отсутствие Клиза. Там даже были по-настоящему смешные и интересные находки, но, в общем и целом это было уже не то. Так что, этот сезон стал одновременно четвертым и последним «Летающего цирка Монти Пайтон».
ПЕРСОНАЛИИ
Несмотря на отсутствие в «Цирке» единого сюжетной конструкции и присутствия множества, разрозненных и не связанных друг с другом сцен, некоторые герои все-таки получили прописку в нескольких эпизодах, а у всех членов группы были свои устоявшиеся образы, хоть и менявшие имена и профессии, но, тем не менее, легко угадывавшиеся.
Грэм Чэпмен - ему чаще всего доставались образы самых «нормальных» и рационально мыслящих персонажей, таких как врачи или военные. Тем смешнее было, когда они ни с того ни с сего начинали вести себя по-идиотски. Самым популярным его героем стал, уже упоминавшийся, полковник, протестующий против глупости или слишком яростных нападок на армию.
Джон Клиз - специалист по изображению чересчур нервных и желчных людей, а то и вовсе маниакально настроенных личностей. Таков его инструктор по обороне от свежих фруктов, или мистер Эрик Пралайн, то сдающий в магазин дохлого попугая, а то требующий лицензию на содержание аквариумных рыб. Ну и конечно нацистские офицеры получались у него изумительно.
Терри Джонс - никто лучше него не изображал типичных старых кошелок или просто солидных женщин и мужчин среднего возраста. Кроме того, Джонс, гораздо больше других участников группы уделял внимание режиссерской и сценарной работе и вообще считался лидером шестерки.
Эрик Айдл - хлыщи, проныры и ловеласы - это его. Музыкальная часть, тоже за ним. Большая часть песенных номеров «Летающего цирка» написана и исполнена именно Айдлом.
Майкл Пэлин - забавно, но именно ему принадлежит большинство образов, ставших каноническими. Это и ушлый продавец в скетче про уже не раз упоминавшегося мертвого попугая, это и поющий лесоруб, это и Гамби - идиотического вида мужчина с «гитлеровскими» усиками и платком на голове. Пэлин внес большой вклад в осмеяние среднего класса, со своим героем Артуром Пьюти, затюканным бухгалтером, встречающемся в нескольких эпизодах шоу. Терри Гиллиам - гораздо меньше своей анимации попадающий в кадр участник группы. В основном ему доставались персонажи без слов, маячившие на заднем плане. Хотя были и у него свои маленькие звездные часы, воплотившиеся в образах рыцаря с ощипанной курицей и кардинала из троицы представителей испанской инквизиции. Гиллиам взял свое анимацией. Его мини-мульты были настолько абсурдными и непонятными, что порой вызывали недоумение даже у самих Пайтонов.
НЕБОЛЬШОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
[Теперь можно немного громких слов] «Летающий цирк Монти Пайтона» - один из краеугольных камней английского и мирового комедийного жанра. Что-то вроде золотого эталона юмора. Удивительно, каким цепким взором эти англичане подмечали нелепости, царившие вокруг них, и ярчайшими образами высмеивали эти самые нелепости. Удивительно, хотя нет, вот в этом-то как раз ничего удивительного и нет, что все проблемы 40-летней давности практически без изменений сохранились и по сей день: скучное и серое телевидение, бюрократизм, плохое медицинское обслуживание и прочее и прочее, список, при желании может продолжить каждый. Потому и не теряет «Летающий цирк» актуальности и сегодня. Потому не потеряет он ее еще очень долгое время.
«А ТЕПЕРЬ КОЕ-ЧТО...» («AND NOW SOMETHING COMPLETELY DIFFERENT»)
Для своей первой полнометражной картины Пайтоны не стали особо извращаться и придумывать что-то оригинальное (да и бюджет не позволял), а просто пересняли свои лучшие скетчи из «Летающего цирка», связав их друг с другом
анимационными вставками, которые сотворил Терри Гиллиам. Названием для картины послужила фраза «And Now Something Completely Different» (в переводе звучит как «А теперь кое-что совершенно иное»). Эту фразу ведущие новостей обычно использовали для перехода от серьезных тем к менее серьезным, и Пайтоны, конечно, не могли не обыграть ее в своем «Цирке». Обычно происходило так: после окончания какого-нибудь скетча на экране появлялся Джон Клиз, сидящий в строгом костюме за дикторским столом, и произносил эту самую фразу. Идиотизм ситуации усугублял тот факт, что сам стол обычно находился в месте абсолютно для этого не пригодном (посреди реки или в интерьерах пиратского фильма). Подобные ситуации стали одной из фирменных фишек группы.
Саму картину, если честно, сложно назвать полноценным полнометражным дебютом. Она, скорее, напоминает, расширенный до полутора часов эпизод из «Летающего цирка», чем отдельный фильм. Но в этом и заключается ее прелесть. Нелепых героев и абсурдных ситуаций здесь столько, что картину вполне можно было расширить до двух, а то и трех часов, и все было бы мало. Пайтонам это без проблем. Они смогут вас развлечь. Человек с магнитофоном в носу сыграет Марсельезу, а психованный инструктор научит самообороне от свежих фруктов. Терри Гиллиам покажет сказку о родинке и историю, о коляске-людоеде, а его зубы спляшут для вас. А после этого Терри Джонс сыграет на музыкальных мышах. И, конечно, будет здесь и всемирно известная сценка о мертвом попугае, плавно перетекающая в песню лесоруба-трансвестита. А еще будет реконструкция битвы за Перл-Харбор в исполнении женского клуба. А еще сюжет про грозную банду старух. А также история самой смешной шутки в мире. Ну а в финале вы увидите конкурс на звание «Идиота года». И это лишь половина глупых и ужасно смешных эпизодов, из которых составлена картина. Ее вообще вполне можно переименовывать в «Краткую антологию Пайтоновского юмора» и использовать для первого знакомства зрителей с творчеством Монти Пайтон. А затем второго, третьего, и дальше по списку.
«МОНТИ ПАЙТОН И СВЯЩЕННЫЙ ГРААЛЬ» («MONTY PYTHOM AND THE HOLY GRAIL»)
Наверное, если задаться вопросом с целью определить фильм, наиболее повлиявший на жанр абсурдной комедии и пародии, то ноги у него вырастут из объединения пяти британцев и одного янки. Переоценить их вклад в развитие жанра будет, пожалуй, если и возможно, то очень сложно. В перерывах между основным занятием, а именно регулярным, на протяжении многих лет, развлечением зрителей британского канала ВВС, пайтоновцы мечтали испробовать себя на территории большого кино. Наиболее знаменитым и, по сути, полноценным дебютным их творением является «Монти Пайтон и Священный Грааль».
Съемки «Грааля» проводились в условиях, когда шоу «Летающий цирк» уже себя исчерпало, а киноверсия «циркачества» труппы просилась как логическое продолжение их совместного творчества. Умело, отойдя от хаотичного набора скетчей, что было их фирменный стилем многие годы, труппа сочинила единый сюжет, погружающий в славные времена крестовых походов и рыцарей Круглого Стола. К сожалению (а может и, к счастью), на руках у создателей оказался очень скудный бюджет, который составлял что-то около четверти миллиона фунтов - неплохие деньги как для ТВ-шоу, но слишком малые как для полнометражного, да еще и исторического фильма. Но даже эти деньги были получены в качестве спонсорских взносов именитых поклонников, среди которых были группы Pink Floyd, Led Zeppelin и гитарист The Beatles Джордж Харрисон.
Финансовые лимиты вынуждали создателей изворачиваться, как только было возможно. Так, к примеру, вместо кольчуг использовались шерстяные свитера грубой вязи, покрытые серебряной краской. А все замки, появляющиеся в фильме это один и тот же шотландский замок Дун, просто изворотливо снятый под разными углами. Там же, в суровых условиях Шотландии и прошла большая часть съемок. Величественная крепость на горе на подъезде к Камелоту - всего лишь модель, о чем «проговаривается» герой Гиллиама, исполнивший роль глуповатого оруженосца короля Артура. Также в финале фильме на несколько мгновений появляется еще одна реальная твердыня с символическим названием Сталкер. Знаменитая шутка с половинками кокоса, имитирующих цокот конских копыт тоже появилась не от хорошей жизни. Аренда скакунов слишком сильно ударила бы по бюджету ленты и в целях экономии пайтоновцы вынуждены были пойти на креатив. На вооружение был взят прием, аналогичный тому, что в 30-х годах использовали на родной для них студии ВВС. Довольно забавной выглядит ситуация с Грэмом Чэпменом и Майклом Пэлином, пристрастившиеся к выпивке во время съемок, а поэтому время от времени игравшие свои сцены, будучи хорошенько «под градусом». И все же никакие денежные и иные трудности вкупе с неопытностью не помешали (а порой даже парадоксально этому способствовали) созданию поистине культовой ленты.
За написание цельного и стройного (насколько эти слова вообще применимы к творчеству МП) сценария взялись сообща, а вот за режиссерское кресло уселся Терри Гиллиам, которое потом (не найдя должного понимания с актерами) уступил Терри Джонсу. Практически все значимые роли в фильме были сыграны шестеркой. Больше всех преуспел в этом Майкл Пэлин, сыгравший 9 (!) персонажей (правда, такой необычный рекорд продержался только до съемок «Жизни Брайана», где был им же с лихвою перекрыт). Королем же Артуром стал наиболее талантливый в актерском плане Грэм Чэпмен. Его реальные проблемы с алкоголем как-то так, чисто по-пайтоновски, удивительным образом только придали образу монарха дополнительной глубины и многозначительности. Только представьте себе: выпускник Кэмбриджа, медик по образованию, будучи хорошо навеселе играет легендарного самодержца британской истории (точнее, фольклора и мифологии), при этом сидит на воображаемой лошади, а позади него в смешной шапочке скачет будущий режиссер «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» и «Бразилии», цокая кокосовой скорлупой. Цирк, да и только. Точно, цирк. Цирк Монти Пайтонов.
Мультипликационные решения Гиллиама здорово выручали команду, когда надо было действовать дешево и сердито, чтобы ввести в повествование потенциально высокобюджетный эпизод, да и просто обогатили картину.
Ленту ждал успешный прокат на родине и довольно скромные результаты по той стороне Атлантики ($1,8 млн.), хотя даже сборы в одном только североамериканском прокате перекрыли изначальные затраты более чем в семь раз. Это, наверняка, стало сюрпризом, как для именитых спонсоров, не пытавших особых иллюзий по поводу прокатного успеха, так и для самых монтипайтоновцев.
Согласно книге Вольфрама Фон Эшен-баха «Парцифаль», Грааль - это чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере. Чашу сохранил и привез в Гластонбери Иосиф Аримафей-ский. Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов и вечную жизнь. В некоторых версиях даже близкое созерцание дает бессмертие на некоторое время, а также различные блага в виде еды, питья и т. п.
Сюжет погружает зрителя в далекий 932 год, во времена рыцарей Круглого Стола и короля Артура. Впрочем, на этом историческая часть повествования заканчивается. Начинается же вывернутая наизнанку, доведенная до крайнего абсурда, при этом не теряющая своей актуальности и остроты вплоть до сегодня, история о святом для каждого британца.
Под острейший образный сатирическо-иронический язык комиков попадает целый пласт средневековых рыцарских романов, легенд и персонажей. Во-первых, это, конечно, сам король Артур, наделенный верховной властью не без помощи высшего промысла и объединивший вокруг себя рыцарей Круглого Стола. В фильме осмеивается легенда, согласно которой Артур получил верховную власть. При этом намеренно смешиваются легенды об Артуре, вынувшего волшебный меч из камня и история храброго рыцаря Ланселота, воспитанного Девой Озера.
Достается и самому Ланселоту, который, согласно древним преданиям, совершил неимоверное число подвигов во имя своей Прекрасной Дамы. В фильме же разгоряченный таинственным посланием, наиденным в груди своего оруженосца в окрестностях болотного замка, Ланселот лихо действует в своем стиле, убивая половину свадебной церемонии, в попытке спасти из неволи свою даму сердца, которая на поверку оказывается не совсем-то и дамой.
Не минует их внимание и легенда о святом рыцаре Галахаде Непорочном. Внебрачный сын Ланселота, воспитанный монахами в праведности и целомудрии. Единственный, по легенде, из рыцарей, увидевший Святой Грааль. Предание сохранило сведение о нем как о непорочном герое. Этот факт весьма изобретательно обыгры-вается в эпизоде с «женским» замком и 160-ю блондинками и брюнетками в возрасте от 16 до 19 с половиной, томящиеся в холодных стенах, откуда Галахада героически и так некстати «освобождают» соратники.
Третий, из ближайших к Артуру, рыцарь - сэр Робин. Не-такой-храбрый-как-Ланселот, всегда ходящий в окружении менестрелей, на примере которого достается всему институту храбрости и отваги королевского рыцаря.
Не менее умело играют англичане и с античной классикой, невероятно смешно высмеивая историю о троянском коне, только в роле коня так полюбившийся им в этом фильме зверь - кролик. Чуть позже мельком можно услышать имена убитых кровожадным кроликом у входа в пещеру -Парис, Гектор - Пайтоны шлют «приветы» Гомеру. Также крепко достается самолюбию чопорных британцев, которых по ходу действия фильма все время жестоко опускают ненавистные французы, да еще и очень нелицеприятным, при помощи домашней живности, способом вынуждают храбрых и доблестных героев пуститься в бегство. Находится здесь место и для пролетария, изъясняющего исключительно марксистскими терминами и простая насмешка в сторону излишней английской вежливости. Сквозная сюжетная линия с «наукой о ласточках» и вовсе кажется удивительно едкой сатирой на соблюдения разномастных (порой совершенно бесполезных) традиций в британском обществе. Эпизод со сжиганием ведьмы абсурден до неприличия, хотя, по правде говоря, сложно припомнить более содержательную критику диких средневековых забав.
Удивительно, что при таком, казалось бы, нагромождении смыслов и подтекстов история смотрится легко и цельно. Хотя абсурдометр порой просто зашкаливает, но когда все это подчинено одной цели, он вполне оправдан. Только парадокс: вывернутые наизнанку все славные сказания о рыцарях смотрятся куда интереснее, и (что парадоксальнее вдвойне) верить им хочется больше, чем всем тоннам пафосной макулатуры и кинопленки, посвященной тем временам до и после выхода фильма.
Юмор комиков разнообразный, но одинаково нетривиальный - от интеллектуального, с рассуждениям о природе монархической власти и абсурдного с рыцарями, говорящими «Ни!» (в лицензионном варианте перевода звучит «Репа!»), и до черного, в эпизоде с черным рыцарем (не путать с Кристианом Бэйлом и Мартином Лоуренсом) и массовым убийством на свадьбе. Среди находок, которые потом еще будут не раз взяты на вооружение другими комиками, - совмещение древнего повествования с современными съемками передачи о короле Артуре известным историком и расследования его убийства в обоих временах, что придает ленте еще и сюрреалистические нотки. А обрубленный, словно топором профессионального палача финал, хоть и оставляет при первом просмотре некоторых нервно клепать глазами, но при последующих пересмотрах кажется наиболее логичным в условиях разыгрываемой около полутора часов пайтониады.
В заключение хочется сказать, что перед нами картина, ничуть не утратившая своей свежести и актуальности за почти 35 лет своего существования и с каждым годом завлекающая в число своих поклонников все новые и новые поколения киноманов. То, что сделал «Священный Грааль» (наряду с двумя другими фильмами неформальной трилогии) для жанра абсурдистской пародийной комедии можно сравнить с влиянием «Кабинета доктора Калигари» на немецкий экспрессионизм или значением картины «Рим, открытый город» для итальянского неореализма. То есть стал, по сути, лентой-манифестом жанра. И если мы сейчас с горечью и неприкрытым раздражением смотрим на современные пародии, время от времени безуспешно сотрясающие воздух кинотеатральных залов и удивляемся абсолютной безвкусицей и дешевым фарсом, то это только потому, что заветы Пайтонов, увы, услышаны не были. А ведь они очень просты, как и все гениальное. А тот факт, что такой фильм был снят за сущие копейки, лишь подтверждает то, что в умелых руках и кокосовая скорлупа превращается в орудие немыслимого прогресса.
«ЖИЗНЬ БРАЙАНА ПО МОНТИ ПАЙТОН» («LIFE OF BRIAN»)
Х/ф «Life of Brian» - пожалуй, самый скандальный, самый провокационный, самый сатирический, самый богохульный и, несмотря на все это, самый цельный фильм, вышедший из под пера британской комик-группы. Если, к примеру, «Священный Грааль» был эдаким набором сценок, довольно слабо связанных общей сюжетной канвой (поиски Святой Чаши), то «Житие Брайана» - это цельная история, которая идет от начала к вполне логическому концу, при этом проходя через страннейшую кульминацию. «Life of Brian» - это фильм, который мы бы рекомендовали к просмотру всем верующим людям без исключения. «Life of Brian» - это фильм, по скандальности превосходящий «The Passion of the Christ» Мэла Гибсона примерно в сто тысяч раз (кстати, фильм англичан был снова выпущен, правда, теперь в ограниченный прокат перед премьерой творения Гибсона, дабы немного остудить пыл и неуемный пафос некогда безумного Макса).
Но немного про сюжет.
Примерно 2009 лет тому назад, когда некая дева рожала будущего, спасителя человечества примерно в том же месте, в таком же хлеву, ровно в тоже время родился, казалось бы, рядовой иудейский мальчик, которого добрая мама назвала Брайан. И в это время в хлев к Брайану и его маме пришли три мудреца - волхвы. И пришли они с дарами -золотом, ладаном и миррой. И приняли Брайана они за царя Иудейского, и за будущего спасителя человечества. А потом ушли они. А потом вернулись они и отобрали дары - золото, ладан и мирру...
И рос этот мальчик по имени Брайан, и лицо его стало прыщавым. И рос этот мальчик по имени Брайан, и на лице у него появлялась всякая растительность, и голос его стал низким, и все это показывало, что он не девочка по имени Брайан. И рос этот мальчик по имени Брайан и по кабакам ходил и напивался он - этот мужчина по имени Брайан.
А позже Брайан вступил в Национальный Фронт Иудеи (сокращенно - НФИ), дабы спасти народ Иудеи от гнета римлян, потому что, ну что эти римляне дали иудеям? Ничего! Разве что канализацию, медицину, образование, виноделие, общественный порядок, водопровод, дороги и здравоохранение. В общем, от римлян одни страдания и беды. А после одной диверсии, убегая от римлян, Брайан попадает случайно попадает к многочисленных «базарным пророкам». И первые пришедшие в голову слова Брайана воодушевили народ Иудеи, и вскрикнули они - "Он - Мессия!" С чем Брайан не очень-то согласен, но народ непоколебим. Брайан - Мессия и точка. И пройдет Брайан весь путь свой мессианский - пройдет через почет, через предательство и, даже, через...
Если вы все еще твердо сидите на стуле после прочтения вышеизложенного текста, знайте - в фильме все это изложено еще абсурднее, жестче, и гораздо (гораздо) смешнее.
Картина «Life of Brian» - это настолько культовое кино, насколько вообще оно возможно с таким сюжетом. Как написано в краткой биографии группы (изложенной на соседних страницах), Пайтоны очень долго не могли найти средства на съемки данного фильма. И это понятно. Ни одна крупная студия в трезвом здравии не стала бы выпускать ленты подобной тематики, еще и в жанре «злобная сатира». Но картина, все же, как можно догадаться, вышла в открытый прокат и... сорвала бурю аплодисментов, цитирований и поклонений! Да что там говорить, если даже по результатам опроса социальной направленности, которая проводила организация «Children's Society», каждый пятый британец хотел бы, чтобы на его похоронах играла по-зитивнейшая финальная песня фильма, да-да, та самая «Always Look At The Bright Side Of Life», которая уже упоминалась. И не это ли уже говорит о многом?Что же мы имеем в итоге? Мощнейшую сатиру на все и вся. Скандальную пародию на общество и общественные порядки. Наистраннейший взгляд на события 2000-летней давности. Шедевр, культ, да и просто шикарное кино.
Стоит ли говорить, что фильм набит множеством колоритнейших персонажей, которых сыграло ровно шесть человек? Перечислять можно очень долго: Брайан, мать его Мэнди, римский Центурион, Понтий Пилат, Рэдж, Херрус Длиннус, Шутник на распятии и т.д.- все настолько хороши, что ей-Богу, диву даешься. Но хватит уже, надо заканчивать. И закончим мы...
«МОНТИ ПАЙТОН В ГОЛЛИВУДЕ» (MONTHY PYTHON LIVE AT THE HOLLYWOOD BOWL»)
Голливуд всегда любил Британию. Английских режиссеров и актеров традиционно встречали с распростертыми объятиями. 26-29 сентября 1980 года комик-группа Монти Пайтон дала концерт в Голливуде, на той же площадке, на которой в свое время с успехом выступали Битлы. Концерт записывался на пленку, и через два года вышла телеверсия живого выступления Пайтонов. В концерт вошли лучшие шутки юмористов, а также несколько скетчей, не показанных ранее на ВВС и транслируемых на огромном экране прямо во время шоу. К великолепной шестерке на время примкнули Нил Иннес и Кэрол Кливленд. Выступая перед огромной аудиторией, комики не растеряли своего обаяния, а некоторые шутки в живом исполнении вышли гораздо более смешными, чем в их передачах и фильмах. Собственно живое выступление чередовалось с ранее смонтированными короткими роликами и анимационными заставками, которые показывались на большом экране, установленном на сцене.
Пайтоны очень чутко чувствовали аудиторию, не давая ей расслабиться, не стесняясь импровизировать и говорить дико смешные вещи зачастую с практически похоронными выражениями лиц. Иногда Пайтоны выходили прямо в зрительный зал и продолжали свое шоу там, к огромному удовольствию поклонников. Бывали и накладки в виде выходящего не в свое время партнера или слетевшего парика, но они только добавляли выступлениям шарма. Зал платил комикам сполна. Каждая юмореска встречалась бурными аплодисментами и громким хохотом. Включались в выступления и музыкальные номера. И если до этого кто-то сомневался в факте самоличного исполнения Пайтонами песен, то концерт развеял недоверие последних скептиков. И шоу продолжалось.
Волнует ли кого-нибудь, что сборные Германии и Греции по футболу почти не встречались в рамках мировых форумов по футболу? Кого угодно, только не Пайтонов. В их шоу на футбольное поле выйдут команды философов разных стран плюс почему-то Беккенбауэр, и будут долго размышлять о смысле жизни, пока Архимед не воскликнет свое знаменитое - «Эврика»! А Олимпийские игры, пропагандирующие здоровый образ жизни? Пайтоны методично разобьют и этот тезис, выпустив на стадион глухих и страдающих недержанием мочи.
Перед публикой предстали поющие философы-австралийцы (все поголовно Брюсы), дровосеки, рестлер-одиночка, Сталин, Маркс и даже сам Папа Римский, вступивший в словесную перепалку с Микеланджело. А завершился концерт массовым исполнением любимой всеми «Песни дровосека». Превратив окружающую нас жизнь в яркий гротеск и абсурд, Пайтоны зачаровали голливудскую аудиторию, доказав, что юмор по своей природе не имеет четко обозначенных барьеров.
«СМЫСЛ ЖИЗНИ ПО МОНТИ ПАЙТОНУ» («THE MEANING OF LIFE»)
Мы постарались оскорбить чувства абсолютно всех зрителей этого фильма.
(Монти Пайтон)
В 1983 году на экраны вышел последний фильм абсурдистской комик-труппы Монти Пайтон - «Смысл жизни». Картина представляет собой мюзикл, поделенный на несколько скетчей, структурно не связанных друг с другом (что очень напоминает ранние работы англичан). Новеллы охватывают всю жизнь человека, с рождения до смерти. Служба в армии, участие в войне, религия и сексуальная жизнь - все темы подняты в полный рост и с огромным удовольствием растоптаны. Главные роли, естественно, исполняют сами монтипайтоновцы. «Смысл жизни» - самый дорогой проект британцев. На него было потрачено 9 млн. долларов. Чтобы убедить продюсеров из компании «Universal» вложить в кино деньги, Пайтоны совершили очень необычный по меркам того времени поступок (да и что лукавить этого тоже), написав стихотворение про бюджет, съемки и сюжет фильма.
На протяжении веков философы и простые люди задавались одним извечным вопросом - «В чем смысл жизни?» На эту тему писалось множество научно-философских трактатов, выдвигалось бесчисленное количество версий и теорий. Решили внести лепту в исследование этого неразрешимого вопроса и знаменитые Монти Пайтоны. Разумеется в своем хулиганском и китчевом стиле. В начале картины использована легко узнаваемая авторская анимация.
Сопровождает запоминающийся видеоряд остроумная стебная песенка о поисках смысла жизни. Между прочим, отдельные кадры заставки вызывают четкую аналогию со знаменитой «Стеной» Алана Паркера, основанной на легендарном альбоме Pink Floyd (которую упоминали на этих страницах уже не раз и не два). Отсюда также оттолкнется позднее Терри Гиллиам, используя многолетние наработки при создании своей шедевральной «Бразилии», а Джон Клиз в «Рыбке по имени Ванда».
Кстати, существуют две редакции картины - одна из них включает 16-минутную короткометражку Терри Гиллиама под названием «Кровавые страховщики» («The Crimson Permanent Assurance» (про бунт клерков в страховой компании), вторая, разумеется, нет. Хотя «Смысл жизни» собственно и состоит из нескольких короткометражек, тем не менее «Кровавые страховщики» являются отдельным фильмом и не входят в общий состав (однако это не мешает участникам гиллиамовского действа появиться в одном из эпизодов в середине картины).
Что-то говорить цельное о самом фильме достаточно нелегко. Тонкие шутки, в которых пародируются фильмы Ингмара Бергмана («Седьмая печать») и Луиса Бунюэля («Скромное обаяние буржуазии»), чередуются в скетчах с так называемым «туалетным» юмором, столь нелюбимым некоторыми эстетами. Но Пайтоны никогда для последних и не работали, их категория зрителей несколько иная. Разделим повествование по принципу жизненных этапов человека, как и поступили хитрые юмористы.
Итак, первое - «Чудо рождения». Комики заранее не испытывают священного пиетета к данному таинству. Врачи, принимающие роды напоминают жизнерадостных дебилов из черноюморных, как уголь анекдотов. Ребенок для них как кусок мяса, а пациентка безмозглая дура, которой можно наплести с три короба. Пайтоновцы с удивительной проницательностью предвосхищают современный бум по съемке на видеокамеры непосредственно самого процесса родов, спекулируя над тем, что казалось в свое время интимным и предназначалось для узкого круга лиц. Только не надо тревожиться и обвинять комик-труппу в бессердечности. Их юмор во многом сюрреалистичен, хотя и местами довольно груб.
Второе. Один из лучших скетчей «Смысла жизни». На этот раз объектом высмеивания стало ханжество католической и протестантской церквей. То, что сейчас безуспешно пытается сделать Дэн Браун, зарабатывая сумасшедшие деньги на фальсификации исторических фактов, Пайтоны проделали с большим успехом. Подхватив мотивы своего же фильма - «Жизни Брайана», британцы в открытую насмехаются над католическими догматами в области секса и запрета на использование контрацептивов. Комики паразитируют на тайных страхах церковников, кои спят и видят, чтобы католичество как можно быстрее расширило свой ареал влияния и потеснило настырных мусульман. Навязчивая идея крестовых походов за веру так и осталась в головах католиков. Этот факт усиливается британскими слабыми колониальными потугами, что в итоге приводит к превращению бывшей владычицы морей в один из филиалов третьего мира. Современную ситуацию в Великобритании комики предсказали достаточно точно. При этом достается по шапке и протестантам. Развращенные в своем гедонизме, протестанты вообще позабыли об истинном предназначении человека, озвученным Богом, при этом, не пользуясь мнимыми успехами своей церкви. Комик-труппа со вкусом поиздевалась над всем этим в песне - «Свят любой сперматозоид», вкупе с танцевальным номером доводя до любимого абсурда сложившуюся ситуацию. Вышеупомянутая песня, исполняемая хором маленьких голодных детей, получила отдельную премию в Каннах. Кстати, дети признались потом, что понятия не имели, о чем поют! А на постановочные танцы для этого скетча создатели картины втайне от продюсера потратили большую часть бюджета.
Учеба. Далее достается на орехи британской средней школе. В данном скетче присутствуют, пожалуй, самые смелые шутки фильма. Пайтоны нагло препарируют систему полового воспитания. Отринув Библию и сказки об аисте и капусте, комики бесстыдно разрушают еще одно интимное таинство. Секс преподается как нечто опостылевшее и лишенное смысла. Учитывая, что в романах Джейн Остин про секс вообще не упоминалось, кроме тихих вздохов при луне, а аристократки занимались им 8 раз в год(!), комик-группа видит современность через прошлое, вооружившись телескопом с кривым зеркалом. Ненатуральные в своих чувствах английские пары среднего класса, превратили секс в ненужный и отживший свое атавизм. Неся свою невежественность и глупость следующим поколениям. Причем самым наглядным способом. Поэтому накопившаяся энергия находит свой выход... правильно, в войне (или как четко подмечают комики - во внутривидовой борьбе или драке с ближними). Англичане всегда гордились своей победоносной армией, склонившей к ногам империи полмира.
Война стала для многих британцев своеобразным смыслом жизни (еще бы, некоторые проводили в походах всю жизнь). Поэтому и объект для пародии труппа выбирает самый верный - конфликт 1879 года с зулусами, коему в британском кинематографе посвященомножество ура-патриотических эпиков. Сама суть верно ухвачена. За множество убитых врагов на чужбине можно получить медаль, а на родине за такое грозила виселица. Куча раненных и убитых лежит на поле боя, а офицеры бродят в поисках похищенной в Африке тигром ноги товарища. Да-да, сюрреализм и абсурд, абсурд и сюрреализм. Пайтоны видят в массовой смерти развлечение, сбивая недюжинный градус пафоса героического наследия Британии.
Те, кто не сгорел в горнилах войн, дожили до среднего возраста. Только у Монти Пайтонов это простые обыватели, не разбирающиеся не только в смысле жизни, но и вообще мало в чем. Сама обыватель-
екая суть остроумно осмеяна в разговоре супружеской пары о философских дилеммах. Копаясь в своих маленьких мирках, они могут быть легко обмануты теми, кто более искушен в вопросах жизни. И снова на выручку приходит песня и анимация. Опять же достается по полной Библии, на этот раз объектом шутки становится легенда о непорочном зачатии. А также от души создатели фильма наподдают экзистенциальной рефлексии человечества после разрушительной Второй мировой войны и философским школам все более ее усиливающей.
Стремительно проскочив осень жизни, а попутно и виртуозные ссылки на картины Бунюэля, мы неотвратимо движемся к концу. Перефразировав бергмановскую беседу рыцаря и смерти, пайтоновцы выдают катарсис всей ханжеской обывательщины. Священный трепет перед костлявой постепенно сменяется откровенным насмехательством и непониманием всей важности момента. Аристократия даже на тот свет отправляется, захватив земные ценности. Душа умирает в таких людях еще до рождения. Однако комики снова остроумно обыгрывают ситуацию, лишая серьезную бергмановскую проблематику всей философской начинки.
Как же завершить все то безобразие, что творилось на экране в течение полутора часов? Разумеется, тем, с чего все началось. Все происходящее достигнет своего фарсового апогея. Британцы добились своей цели, заключенной в публичном эпатаже и оскорблении чувств некоторых зрителей (наверное, тех, у кого напрочь отсутствует чувство юмора), создав неоспоримую классику жанра, ни на грамм не устаревшую со временем. Когда вы поймете, что британские юмористы изначально не ставили перед собой цели донести до зрителя, в чем же в их понимании заключен сам смысл жизни, то все увиденное удачно сложится в единую картину восприятия. В их ленте нет смысла, как нет его в жизни как таковой. Ее просто надо прожить с юмором. Это будет видно по последним титрам, когда классическая заставка шоу Монти Пайтонов вместе с телевизором растворится в космосе под песню о том, что мы всего лишь ничтожества перед лицом бесконечной Вселенной с ее мириадами звезд.
Нелетающий цирк поклонников и просто любителей творчества британской комик-группы Монти Пайтон в составе: (с) Владислав Лобач, Владислав Лобач и Владислав Лобач. А также: Тарас Сасс, Юрий Хамнаев и Сергей Сысойкин.
P.S.: Мы приносим свои извинения за бесконечные повторы в этой статье таких слов, как «культовый», «гротеск», «Монти», «абсурд», «классика», «юмор» и «Пайтон(ы)». Виновные в этом уже уволены. Благодарим за внимание.
P.P.S.: Отдельное извинение перед Алиной Ермолаевой.