Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Отверженные (Les Miserables), 2012
Автор: Александр ГофманДата: 02.02.2013 07:43
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ОТВЕРЖЕННЫЕ (LES MISERABLES)

2012, Великобритания, 158 мин
Жанр: мюзикл, драма, мелодрама
Режиссер:Том Хупер
В ролях: Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Аманда Сайфред



Наверное, стоит сходу признать, что новая масштабная экранизация романа Виктора Гюго никого не оставит равнодушным, будь то дикий восторг или презрительная усмешка, причем последний пункт никак нельзя избежать учитывая, какое культурное влияние имеет и собственно, сама книга, и в последствие поставленный по ней мюзикл, который и стал подспорьем для не счесть какой по счету адаптации на мировые экраны.

Любопытно, что на сей раз руководить оркестром доверили не какому-нибудь преемнику истинного француза Бернардо Бертолуччи (а я бы с удовольствием глянул хоть одним глазком, что наснимал бы в этом случае и сам молодой маэстро), а чинному до мозга костей англичанину Тому Хуперу, который вроде бы совсем недавно обрел всемирное признание, заграбастав за первую свою по настоящему серьезную работу «Оскара». А между тем, здесь мы видим, как и в прошлом фильме Тома, историю успеха, только в «The King’s Speech» мы наблюдали за избавлением короля Великобритании Георга VI от заикания, здесь-же на ум сразу приходит Жан Вальжан, освободившийся на первых минутах с каторги после долгих 19 лет, за кражу буханки хлеба для умирающей сестры. Вот только тут духовное перерождение героя потрясающего Хью Джекмана лишь контекст, а главной для режиссера стала возможность скрупулезно воссоздать в рамках кинематографической реальности творение Клода-Мишеля Шёнберга и Алена Бублиля, уже позже превратившееся в сплошной бродвейский феномен. Другое дело, что для некоторых не в меру щепетильных зрителей и даже критиков (а последних на удивление обнаружилось не мало) эпическое трехчасовое полотно оказалось попросту неподъемным, да и шутка ли – три часа мужчины и женщины практически непрерывно поют (и надо заметить, делают это весьма старательно), добавляя в и без того не простое повествование все новые и новые подробности.

Персонажи в изысканных костюмах и дамы в зачастую оборванных лохмотьях казалось бы, только и делают, что страдают. И здешняя неожиданно хорошая певичка, женщина-кошка года Энн Хэтэуэй (Фантина), в считанные минуты своего сольного выступления (короткий путь на самое дно) заставляет расчувствоваться почти всякого скептически настроенного зрителя, и в итоге публике – эмоции, а актрисе – заслуженная номинация на «Оскар», пусть она и провела на экране преступно мало времени, успев связать свою судьбу с благородным вором Жаном, поклявшимся опекать ее дочь Козетту. Живущей под покровительством четы Тенардье, причем эти намеренно карикатурные личности отвечают за комедийный аспект всей постановки, в исполнении, кого бы вы думали – Саши «Бората» Коэна и Хелены Бонэм Картер (в их выступлении все больше юмора и пусть, не яркого, но света), между прочим, выступавшим не хуже и у Бертона в его депрессивно-макабрическом «Суине Тодде». Но, отталкиваясь от идейной базы, важно прояснить еще один не маловажный факт.

По настоящему интереснее рассматривать представленную картину тогда, когда на время забываешь о том, что где-то там существует литературный первоисточник. И бог с ним, что подавляющее большинство попрет в кинотеатр только из-за грамотной рекламной компании, да звезд, чьи лица незамедлительно засунули на и вправду красивый постер, в конце концов, в таком уж мире мы живем. Когда наблюдаешь за сюжетной линией, не зная ни развязки, ни резкой смены действия, «Отверженные» погружает в себя с головой, при том, что диалоги приходиться читать в сопровождающих кино субтитрах, одновременно всматриваясь в серьезное лицо колоритнейшего Рассела Кроу в роли неумолимого Жавера (он опять периодически забирал шоу в свои руки), или в глаза беззаботного мальчишки Гавроша, самоотверженно принявшего смерть от безжалостных, олицетворяющих собой вселенское зло солдат. Казалось бы, апофеоз манипулятивности, но так ли это очевидно? Учитывая, что по другому к подобному материалу и не подойти. Вообще, надо заметить, Франция на пороге революции показана на удивление правдоподобно – то есть ни о каком открыточно-алленовском Париже, при всей привлекательности тщательно вылизанной картинки, здесь речи не идет, оператор то и дело захватывает грязно-безрадостную панораму страны, стоящую на дороге больших перемен. У Хупера ведь как ни крути, здесь сплошной символизм, соседствующий с наивностью. Сочетание на первый взгляд странноватое, но спустя два с половиной часа возникает мнение диаметрально противоположное тем подозрениям, которые неминуемо засядут в голове с самого начала этой по своей сути возвышенной оды. Изначально речь не шла ни о каком концептуальном новаторстве, или модном нынче переосмыслении классики – скорее, мы наблюдаем за полным соответствием идиомам, заложенным в оригинальном романе.

Можно бесконечно долго распевать дифирамбы людям, ответственным за ни много ни мало, роскошный видеоряд. И как-то глупо (а все равно хочется) упоминать о душераздирающих композициях, скорее стоит вспомнить о действительно впечатляющих декорациях, не намалеванных на заднике, в отличие от недавней Райтевской «Анны Карениной» (но то было исключительно авторское решение). Хотя совсем без театральности не обошлось, и вместо того, чтобы бежать от штампов, режиссер осмеливается жонглировать ими, заигрывая с публикой и наполняя каждую минуту свойственной жанру некой торжественностью, даже напыщенностью. Но прежде чем делать какие-либо выводы, нужно вспомнить, что трагедию, подобную этой, не выстроить без пафоса, который в этот раз повсюду – без воздуха не вспыхнет пламя, так и без страстей не снять хорошей драмы.

Александр Гофман
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 415 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio