21 И БОЛЬШЕ (21 AND OVER)
2013, США, 93 мин.
Жанр: комедия
Режиссер: Джон Лукас, Скотт Мур
В ролях: Майлз Теллер, Скайлар Эстин, Джастин Чон, Сара Райт, Джонатан Кельтц
На данный момент, зенит карьеры тандема сценаристов Джона Лукаса и Скотта Мура пришёлся на их легендарное «Похмелье»; и их режиссёрский дебют должен был стать некой контрольной точкой, и показать, насколько уверенно творцы способны сами воплощать на экране свои же идеи. Лукас и Мур здесь несколько понизили возраст героев, и, казалось бы, фильм должен стать ещё более отвязным – но этого не происходит. Не происходит и противоположного – фильм всё также груб и неполиткорректен, только вот интенсивность веселья сценарий в состоянии поддерживать лишь с переменным успехом.
Думалось, что из стандартной истории об «one night only» безбашенного угара подобные кино-деятели сделают что-то оригинальное, и зададут какие-то новые стандарты. Но с самого начала всё идёт по накатанной колее вполне себе очевидным путём; разве что иногда буксуя ввиду довольно неуверенной режиссуры местами. Миллер (Майлз Теллер), захватив по дороге из аэропорта Кейси (Скайлар Эстин) прибывает к их общему школьному другу, намереваясь отметить его двадцать первый день рождения; вот только Джефф (Джастин Чон) не слишком их ждёт, да и напиваться наотрез отказывается, потому как завтрашнее утро у него запланировано важное дело. Но Миллер довольно быстро убеждает именинника – и вот уже рейд по местным барам идёт по полной, а стопки крепкого алкоголя перемежаются бокалами пива. Всё довольно динамично, и, разумеется – это только завязка истории – основная суть которой в том, как ребята будут всю ночь таскаться с телом Джеффа в отключке, а-ля «Уик-энд у Берни», пытаясь доставить его домой. Ах да – они не знают адреса, и не помнят откуда пришли, а сам Джефф не слишком разговорчив.
Подливает масла в огонь злобный папаша именинника – тут нельзя не заметить аналогию с прошлогодним «Проектом Х», когда он даёт наставления сыну в начале фильма – и зритель уже смеётся, справедливо подозревая, что все они будут нарушены. Также осложняет ситуацию местный верзила, с которым у ребят произошла стычка в баре ещё в начале загула. В принципе, почвы для комичных ситуаций здесь предостаточно – остаётся только правильно её засеять и пожинать плоды. Однако, структура фильма получается какая-то вымученная и рваная. Уже в преддверии основной сюжетной линии (то есть до того, как Джефф напивается до отключки) создатели очень спешно выдают свой тяжёлый арсенал, состоящий из мочеиспускания в людном баре и оригинальной сцены с обязательным атрибутом подобного фильма – блевотиной, которая здесь демонстрируется в слоу-мо. Потом всё как-то успокаивается, чтобы время от времени выстреливать очередными шутками – но какого-то движения, идущего на усиление и ведущего к кульминации здесь нет.
По началу думаешь, что не слишком большая концентрация удачного юмора это временная проблема – но во второй половине фильма понимаешь, что всё так и будет до самого конца. Сценарий пытается шутить много, но вот делать это успешно ему удаётся далеко не всегда – и при просмотре чувствуешь себя этаким старателем, терпеливо отыскивающим крупицы немногочисленные стоящиих шуток среди моря посредственных и глупых. Это в равной степени касается и диалогов героев – среди нескольких последовательных предложений может быть одно, которое вызовет смех, и другие, которые поспособствуют лишь раздражению. И больше всего обескураживает куча заимствований и стандартных ходов, которые, зачастую, в других представителях подобного кино были в куда как лучшем исполнении.
По своему стилю и настроению фильм ближе всего к «Пирогам», только не к любимой всеми квадрологии с Джейсоном Биггзом и Шонном Уильямом Скоттом; а к тем бесстыдным ДВД опусам с непонятными актёрами, выходившими под этим логотипом во времена между третьей и четвёртой частью. Конечно, качество исполнения здесь несоизмеримо выше – снято всё на уровне, сюжет в своих общих чертах вполне вменяемый, и актёры действительно заслуживают похвалы. Но качество юмора и его подачи, зачастую, сильно хромает. Какие-то шутки вообще не работают – к примеру, сцена с поеданием тампона. И зачем на неё столько времени отводить? Всё равно это не сравнится с тем, что пришлось в своё время выпить и съесть Стифлеру. Сортирный юмор сам по себе может быть и неплохим, смотря, каким образом его подать. А здесь как раз нет того «драйва» который в данном случае так необходим. Много спорных острых моментов, которые фильму не помогают, потому как там, где должна быть провокация – там только недоумение. Ярче всего это заметно на жесточайшей «шутке» над Сербами – тут становится очевидным, что то, что сходит с рук Сету МакФарлейну, далеко не всегда удаётся другим.
Режиссёрский дебют Лукаса и Мура – довольно странная комедия, потому как при всей своей пошлости и намёках на безбашенное веселье, она, кажется, тратит много своего времени абсолютно не на то, на что следовало бы; не в состоянии поддерживать необходимый градус позитива на должном уровне. Есть неплохие шутки, но только местами и нерегулярно. Но есть и немало глупости, причём такой, которую даже подготовленный зритель сочтёт необязательной. В прошлом году я воспринял «Project X» довольно спокойно, но теперь я понимаю, что тот фильм, при его бескомпромиссном цинизме, поставил действительно очень высокую планку в отображении «торжества плохого поведения»; поэтому, смотря средненькие комедии вроде «21 and Over» нам ещё долго придётся вспоминать: «а ведь у Томаса-то было круче. Эпическая была вечеринка…»
Василий Марин