НЕМОЕ СТЕРЕО
СТЕРЕО (STEREO)
1969, Канада, 65 МИН.
Жанр: фантастика
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Рональд Млодзик, Джек Мессинджер, Айэйн Юинг, Клара Майер
Сейчас, в эпоху социальных сетей, особую популярность обрели мотивационные клишевидные цитаты, одна из которых гласит, что все великое начинается с малого. С этой позиции, для Дэвида Кроненберга «начальным малым» стала студенческая малобюджетная (3500$)работа1969 года с много обещающим, в смысловом контексте, названием «Стерео».
Несмотря на недостаток денежных средств, амбициозность самого проекта достойна уважения. Восемь подопытных в абстрактном будущем принимают участие в эксперименте загадочного ученого по фамилии Стренгфеллоу, целью которого является развитие телепатических способностей у человека с последующим их изучением. Однако, как это бывает в научной практике, первоначально успешный эксперимент постепенно выходит из-под контроля.
На бумаге, точнее странице браузера, сюжет «Стерео» представляется завидной артхаусной загадкой, ответ на которую зрителю покажут в финале 65-минутной кинопленки. Но это обман, ибо грубая реальность сулит черно-белую палитру немого, как рыба, кадра (использованная при съемках кинокамера издавала слишком много шума) с наложенным поверх голосом, который научным метафизическим жаргоном формирует хронику эксперимента. При этом никаких разъяснений для тех, кто не посвятил свою жизнь изучению медицинских терминов и терминов вообще, так и не предвидится. А потому, превалирующему большинству кинолента покажется коллажем псевдонаучной документалистики с тяжеловесным и неудобоваримым «колыбельным» побочным эффектом.
Впрочем, есть у «Стерео» и обратная сторона, особенно ценная для фанатов, которые по каким-либо причинам задержали свое знакомство с университетским экспериментом Кроненберга. Речь, конечно же, о «характере» киноленты, её направленности – пока через сложносочиненный сленг, но с четко вымеренным базисом тем, нашедших свое отражение в его кинотрудах последующих десятилетий.
Помимо этого, любителям авангардизма придется по вкусу постмодернистская форма «съемочной площадки» - корпус колледжа «Скарборо» с овальными лестничными пролетами и холодными, неприветливыми коридорами. Отдаленно, удачно выбранный корпус соприкасается с видением будущего, как самого фильма, так и конца шестидесятых.
Это не Кроненберг в привычном, мутационном виде середины восьмидесятых, коим его помнят по стилеобразующему «Видеодрому» и популярной «Мухе». Но вместе с тем, ленту нельзя отнести к разряду обычных поделок, собранных на сэкономленные с обедов деньги. Стоит ли начинать свое знакомство с творчеством канадского режиссера непосредственно со «Стерео»? Все зависит от мироощущения самого зрителя. Оптимист узрит в «Стерео» материал, который, подобно алмазу, со временем превратится в бриллиант. Пессимист в очередной раз убедится в верности утверждения, что первый блин выходит комом. Реалист же, в свою очередь, удостоверится, что великое действительно начинается с малого. И выбор остается только за вами.
Ярик Ленциус