ОДНИМ МЕНЬШЕ (DEAD MAN DOWN)
2013, США, 118 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Нильс Арден Оплев
В ролях: Колин Фаррелл, Нуми Рапас, Терренс Ховард, Доминик Купер
Не будет преувеличением заявить, что любой нормальный человек, хотя бы элементарно ориентирующейся в кинематографе, увидев новую работу датского режиссера Нильса Ардена Оплева, в лучшем случае, покрутит пальцем у виска. В худшем – попробует убедить кассира вернуть деньги за уплаченный билет. И в этот раз явно не без причины.
Да, этот человек снял ранее оригинальную «Девушку с татуировкой дракона», но такое ли это достижение, учитывая тот факт, что на руках имелся первоисточник Стига Ларссона, а чуть позже Дэвид Финчер, большой перфекционист, сделал, кажется, все, чего не смог до него реализовать Оплев (пусть многие не согласятся с этим очевидным фактом)? Вот и тут история некого Виктора, человека с темным прошлым, в первые пять минут интригует зрителя, ровно до того момента, как на наших глазах начинается довольно неуклюжий флирт из окна в окно, заканчивающийся, разумеется, уже совсем невменяемым фортелем. И в первые полчаса как бы сами собой в голову лезут вопросы, ибо соображают главные герои совсем туго. К примеру, почему Виктор сразу не убил Беатрис, которая не только вздумала его шантажировать, но и вела себя совершенно неадекватно? Или, забегая чуть дальше, как так получилось, что члены банды не вспомнили персонажа Фаррела, вроде бы, не делавшего за двухлетний перерыв между убийством его семьи и осуществлением мести пластическую операцию?
Причем сюжетная линия страдает не только от большущих белых пятен, логических несостыковок и штампов, как раз типичных для жанра, но и совершенно невменяемых, звучащих по-идиотски в русском дубляже диалогов (уверен, в оригинале уши будут точно также то и дело сворачиваться в трубочку). «Посмотри на его BMW, на ней ни царапины, а меня ведь починить нельзя!» – восклицает Рапас. «Но ведь убить человека не то же самое, что и жука, или там крысу…» – парирует Колин. Надо ли говорить о том, что на вроде как серьезном фильме зритель периодически сгибался пополам от хохота.
И, кстати, о серьезности. Во-первых, она категорически не идет фильму, и если даже авторы сподобились бы до спасительной в таких случаях самоиронии, не факт, что это бы помогло, а во-вторых, напускной драматизм делает практически двухчасовой просмотр еще более невыносимым. У Виктора за плечами душераздирающее прошлое, у Беатрис тяжелая психологическая и одновременно физическая травма – ну как тут не порезонировать о том, что месть может не только сплотить, но и влюбить парочку друг в друга.
Вот и напрашивается сам собой неутешительный вывод о том, что «Одним меньше» устарел еще до того, как добрался до мультиплексов. Устарел на стадии производства, во время съемок, даже тогда, когда в голове автора мелькнул замысел – идею уже можно было выкинуть на помойку. И даже в большинстве своем серые, уныло-тягомотные под стать самому действию экшн-сцены не в силах скрасить скуку, ибо триллеры и по техничнее можно было увидеть в далекие девяностые. А смотреть такое шапито в 21 веке просто-напросто оскорбительно.
Александр Гофман