СКРЫТЫЙ СМЫСЛ
ДЬЯВОЛ В МИСС ДЖОНС (DEVIL IN MISS JONES)
1973, США, 74 мин.
Жанр: для взрослых, фэнтези, драма
Режиссер: Джерард Дамиано
В ролях: Джорджина Спелвин, Гарри Римс, Марк Стивенс, Леви Ричардс
Давайте я расскажу вам, о чем на самом деле песня Мадонны «Like a Virgin».
На самом деле это песня про телку, которая
подцепила себе парня с большим членом.
Вся песня — это метафора большого члена.
Мистер Коричневый
Женщина с неизвестным прошлым, неизвестным именем (все называют ее мисс Джонс) и неизвестными причинами грустить лежит в ванной и вертит в руках бритву. Вода льется сильнее, бритва касается руки, все заполняется красным цветом и мисс Джонс перемещается в новую локацию. В темном помещении за столом сидит странный мужичок с пером и чернильницей. Оказывается, перед нами некое подобие межмирового рецепшна, а мужичок — это Ангел, по сути, секретарь небесной канцелярии, который определяет в рай либо в ад. Выясняется, что мисс Джонс вела абсолютно праведную жизнь и даже была девственницей на момент бритвенного инцидента, но все заслуги перечеркнуло самоубийство. Так что, пройдите в кабинет 666 с табличкой «Ад», гражданочка. Мисс Джонс, пораженная такой несправедливостью упрашивает Ангела вернуть ее в обычный мир, чтобы отведать запретный плод и вдоволь накуролесить, раз уж терять теперь нечего. Как и всякий чиновник, Ангел с легкостью нарушает правила, предлагая своей посетительнице выбрать один из грехов. Выбор сделан, героиня отправляется в мир живых одержимая похотью.
Казалось бы, «Дьявол в мисс Джонс» представляет собой обыкновенную ничем не примечательную порнографию. Повествование сводится к поэтапному переходу от одного вида соития к другому. Число и пол партнеров являются переменными величинами, меняясь от нуля до двух и от М до Ж соответственно. Все вполне традиционно, но в той же мере и безынтересно: любители хардкора лишь лениво ухмыльнутся довольно спокойным сценам, а тонкие эстеты брезгливо поморщатся, наблюдая за малопривлекательными актерами с повышенной волосатостью в разных местах. В общем, типичное ретро порно, интересное лишь в разрезе становления жанра. Однако не хочется верить, что великий американский режиссер Джерард Дамиано, автор стильного детектива «Консультируемая порносъемка» и экзистенциальной притчи «Парные игры», снял настолько пустое кино. Совершенно очевидно, что за кричащей формой скрывается нетривиальное содержание.
Вернемся к завязке. Мисс Джонс пыталась облегчить свои страдания, но в итоге фактически обрекла себя на еще большие муки. Вне всяких сомнений, режиссер обращается к классической проблеме существования зла. Как может Бог желать людям добра и допускать при этом такие несчастья? Интересно, что сам автор, по всей видимости, не определился к какой группе философских доктрин примкнуть. Дамиано, если угодно, мечется между Лейбницем и Вольтером: ведь первый утверждает, что мы живем в наилучшем из возможных миров и все существующее зло направлено на будущее благо, которое люди пока не способны воспринять; второй в свою очередь высмеивает тезисы Лейбница, предлагая более субъективный взгляд и рассуждения с точки зрения отдельного индивида. В этом свете сцену беседы мисс Джонс и Ангела можно трактовать двояко: как попытку наглядно продемонстрировать оправдание зла последующим преображением жизни героини и как саркастически-пародийное изложение теорий «божественного замысла». Здесь же проявляется и один из главных недостатков картины: вопрос освещается довольно однобоко, никак не отражена эволюция философской мысли, не упомянуты исторически ценные рассуждения древних греков и средневековых схоластиков.
Нельзя забывать и об исторической подоплеке. Если более подробно рассмотреть роковую тройку «Уотергейт, Вьетнам, рецессия», которая оказала большое влияние на американский кинематограф 70-х годов, то особняком здесь стоит нефтяной кризис 1973 года. По всей видимости, Дамиано прекрасно разбирался в макроэкономике, иначе невозможно объяснить множество скрытых намеков на события того времени. Так например, мисс Джонс пытается в поисках сексуального разнообразия приласкать змею (ну, в смысле, настоящую змею), кроме того героиня любит различные забавы с бананами и другими заморскими фруктами, и, наконец, нельзя не упомянуть об экзотической внешности некоторых ее партнеров. При должном внимании в этом легко читаются отсылки к прекращению экспорта нефти в США арабских стран и Египта с Сирией. Стоит пристально рассмотреть и сам выбор главной героини: отправиться обратно на Землю, отсрочив тем самым свое путешествие в ад. Эту ситуацию аналогично можно понимать, как метафору экономического развития США. Кризис с невиданным доселе явлением стагфляции окончательно разрушил веру в «невидимую руку рынка» и выявил необходимость государственного регулирования. Кейнсианская доктрина экономических мер ознаменовала новый путь развития страны, который автор фильма сопоставляет с новой жизнью мисс Джонс.
В заключение необходимо определиться с положением в жанровой системе координат. В виду своей необычайной многогранности произведение с одинаковым успехом можно отнести к множеству жанров, но наиболее интересным видится сравнение с фильмами новой волны нуара, появившейся как раз в 70-е годы. В наличии некоторые узнаваемые признаки, как например: образ воды и намеренное затемнение. Примечательно, что мисс Джонс является одновременно роковой женщиной и запутавшимся детективом, ведь она в некотором смысле ведет свое собственное метафизическое расследование. А потому обретает новый смысл эпизод с самоудовлетворением: быть может, режиссер таким образом иронизирует над возрождением нуара. Подводя итог, можно сказать, что Джерард Дамиано снял удивительно глубокий фильм, полностью проанализировать который можно лишь в формате диссертации. Хотя нет, в формате диссертации тоже нельзя. Короче, все сложно.
Илья Кугаевский