ГРАЖДАНКА УЭЛЛС
НОЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ (NIGHT TRIPS)
1989, США, 74 мин.
Жанр: для взрослых
Режиссер: Эндрю Блейк
В ролях: Тори Уэллс, Порше Линн, Рэнди Спирс, Виктория Пэрис
Появление первых в мире порнофильмов почти совпадает по времени с появлением первой «традиционной» картины, с тем только отличием, что на Бульваре Капуцинов их явно не демонстрировали и национальные киноархивы раритетные фильмокопии хранят едва ли. Что может и зря, ведь есть подозрение, что именно в порно, по всем понятным причинами, первыми начали активно использовать крупные планы и быстрый монтаж. Не исключено, что случались там и другие технические прорывы, но история порно об этом упорно умалчивает. Индустрия фильмов для взрослых в западном мире была под запретом практически до 1970-х годов, но сексуальная революция и всеобщая либерализация сделали свое дело – теперь порно, например, в США, Германии или Венгрии существенная часть национальной экономики, обеспечивающая рабочие места, снятие стресса у широких слоев населения и выполняющая познавательную и образовательную функцию. Поэтому ничего удивительного в том, что и в порно на фоне потока ремесленной продукции возник настоящий авангард.
Если «Глубокая глотка» считается самым известным порнофильмом всех времен и народов, то «Ночные путешествия» Эндрю Блейка нечто вроде «Гражданина Кейна» от мира порно, так как профи этой специализированной индустрии считают это творение лучшей когда-либо снятой картиной. Если разобраться, то порно-авангард принципиально не отличается от кино-авангарда. Характерными его особенностями было желание отличиться от мэйнстрима, стремление к экспериментам со звуковыми и визуальными эффектами, а также преобладание формы над содержанием.
В порноиндустрию Эндрю Блейк попал через журнал «Плейбой», для которого он долгое время делал видеокалендари и там же, очевидно, научился хорошо работать с камерой, светом и нестрашными актерами. Действие «Ночных путешествий» происходит в двух параллельных реальностях, а сюжет хоть простой, но для порно может считаться вполне себе психологическим триллером, да и используемая концепция «экран в экране» намекает на определенную глубину задумки. Страдающая фригидностью и буйными сновидениями красавица Тори Уэллс приходит на прием к ведущему сексопатологу и его коллеге. Они подключают женщину к аппарату, визуализирующему сновидения, вводят ее в состояние гипнотического сна, и наблюдают за происходящим на большом экране с вполне научным возбуждением.
Всего в недолгой картине шесть сцен, которые перебиваются вставками из врачебного кабинета. Каждая их них исполнена в собственной манере (черно-белая съемка через синий светофильтр, сепия, карнавальные маски, вуайеризм, лесбийская любовь, традиционный секс) и несущая определенную смысловую нагрузку (героиня постепенно приходит к пониманию собственной сексуальности и осознанию собственных желаний), что для индустрии, обеспечивающей дополнительными заказами производителей бумажных полотенец и носовых платков, редкость. Родитель взрослого авангарда Эндрю Блейк стремится не столько к тому, чтобы показать процесс, сколько сделать его максимально эстетичным и привлекательным. При этом, он не обращается к стилистике эротики, где самое интересное в кадр как раз не попадает, а тщательно выбирает самые интересные ракурсы для съемки, уделяет большое внимание композиции кадра, монтажу, освещению, эмоциям актеров и даже дизайну интерьеров и костюмов (иногда они на героине остаются, как ни странно). Получается, что Блейк действует вполне по законам традиционного художественного кино, но в узких рамках порно. Еще одним интересным ходом порноноватора стал отказ от собственно звуков секса, которые он заменяет специально написанной для фильма музыкой. Стонов, криков, шлепков и возгласов в стиле «йа, йа, дас ист фантастиш!» тут не точно не услышать, а вот работу композитора при желании можно найти даже довольно интересной.
Неудивительно, что порномир использует этот фильм как своеобразный флаг, который можно поднять в борьбе с теми, кто утверждает, что порно это пошло, грязно и некрасиво. Несмотря на то, что любителей пошлого, грязного и некрасивого статистически значительно больше, чем эстетов, желающих высмотреть во фрикциях, фелляциях и пенетрациях какую-то поэтику, индустрия демонстрирует неплохую гибкость, хорошую реакцию на запросы публики и соответствие модным течениям в искусстве. Это значит, что приказывать долго жить индустрии еще рано, количество ее адептов вряд ли уменьшится, а следом за пародиями на популярные хиты современности когда-то появятся и полноценные переосмысления бессмертной киноклассики.
Тарас Сасс