ДЖО (JOE)
2013, США, 118 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Дэвид Гордон Грин
В ролях: Николас Кейдж, Тай Шеридан, Гари Поултер, Ронни Джин Блевинс
Откровенно говоря, глядя на фильмографию Кейджа, с её устойчивой тенденцией "развития" в сторону домашнего видео, как-то даже и сложно было предположить, что настанет день, когда все звёзды сойдутся таким образом, что актёр выдаст что-то уровня "Джо". В данном случае, наверное, сработало то, что Николас наконец-то заполучил необычный для себя материал и отнесся к своей работе с искренним энтузиазмом. Ну а Дэвид Гордон Грин блистательно направил все его старания в нужное русло, также как и звезда его фильма, продолжая возвращение к серьёзному кинематографу после нескольких нелепых комедий, которое началось с серебряного медведя за режиссуру "Властелина разметки" в прошлом году.
И фильмы, на первый взгляд, похожи – и там, и там герои работают в какой-то глуши, периодически употребляют алкоголь и ведут долгие разговоры, стараясь лучше понять друг друга. Однако, на этом сходство заканчивается. Уже первая вступительная сцена, в которой можно видеть долгий монолог пятнадцатилетнего Гари (Тай Шеридан), адресованный своему отцу и завершающийся единственно возможным ответом от опустившегося алкоголика, задаёт картине нужное настроение. Джо (Николас Кейдж) работает в лесу с бригадой наёмных рабочих, Гари просит включить его в их число. События фильма развиваются неторопливо, атмосфера располагает к тому, чтобы зритель улавливал каждый нюанс характеров персонажей. Дэвид Гордон Грин здесь добивается удивительного градуса аутентичности, по крупицам воссоздавая на экране этот герметичный мирок американской глубинки, варящейся в собственном соку и живущей по своим законам, которые ставят репутацию и честность выше ничего не значащей полицейской формы. Джо здесь повинуется своему внутреннему моральному компасу – и баланс его размеренной жизни нарушается, когда у него налаживаются приятельские отношения с Гари. Всё это идёт к вполне ожидаемой развязке, учитывая, в какой стадии алкогольного маразма находится отец Гари, и какое патологическое равнодушие ко всему окружающему проявляет мать. Юная сестра Гари в один прекрасный день просто перестала разговаривать – но брат не может позволить себе такой роскоши, чувствуя определённый уровень ответственности. По ощущениям при просмотре можно сказать, что "Мад" встречает здесь "Зимнюю кость".
Надо ли говорить, что Тай Шеридан в очередной раз показывает абсолютное бесстрашие при работе в кадре с такими опытными коллегами, как главная звезда картины, в чём-то повторяя храбрость его героя из одной потрясающей сцены на мосту, где он встречает заклятого врага Джо. Ровно, размеренно, убедительно – в том, что молодого актёра ждёт многообещающее будущее уже никто не сомневается. Что касается самого Кейджа, то он наполняет своего персонажа удивительной теплотой, придаёт его взгляду уловимую мудрость и искреннее участие. Впрочем, есть сцены, в которых Джо немного слетает с катушек, причём, даже весьма забавные. Очень сложный и многогранный образ в этот раз получился – и за ним наблюдаешь затаив дыхание. Что касается суппорта – Гордон Грин здесь по максимуму воспользовался услугами непрофессиональных актёров, что, опять же, добавило картине реализма. В частности, это касается бригады рабочих Джо. Но отдельного упоминания заслуживает Гари Поултер, сыгравший отца-алкоголика, от перфоманса которого кровь в жилах стынет. Режиссёр встретил 53-хлетнего бездомного (на тот момент) на одной из автобусных станций Остина, штат Техас, когда подыскивал людей для массовки. Однако то, как Поултер проявил себя на пробах настолько впечатлило Грина, что он дал бездомному алкоголику одну из главных ролей. В результате Поултер снискал уважение всей съёмочной группы, и даже смог бросить пить на время съёмок, планируя связать свою жизнь с кино (у него намечались несколько прослушиваний после работы в "Джо"). Но, к сожалению, надеждам на светлое будущее сбыться было не суждено – спустя два месяца мужчину нашли утонувшим и с превышенным уровнем алкоголя в крови. Режиссёр посвятил картину Гари Поултеру, так и не увидевшему своего дебютного фильма.
Если предыдущую работу Грина можно охарактеризовать как довольно милый, лёгкий и весьма типичный по своей структуре образчик независимого кино, то "Джо" выглядит куда как внушительнее, серьёзнее, мрачнее и совершеннее в техническом плане. И дело даже не в самой истории, которая здесь полна трагизма и ощущения настоящей безнадёги – дело в том, какие способы использует постановщик для того чтобы погрузить зрителя с головой в события, заставляя полностью прочувствовать героев на всех различных уровнях. Тут идеально практически всё, от актёров до великолепного саундтрека и прочих деталей, в совокупности своей дающих непередаваемую атмосферу и максимальный реализм, как в эмоциональном, так и в интеллектуальном плане. Более эффектного камбэка для Николаса Кейджа и желать было нельзя.
Василий Марин