КВАРТИРА 143 (EMERGO)
2011, Испания, 80 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Карлес Торренс
В ролях: Франческ Гарридо, Фиона Глэскотт, Рик Гонсалес, Кай Леннокс, Джина Мантенья
Еще одна псевдодокументалистика, на этот раз испанского производства. Оригинальное название можно трактовать примерно как «появление», ну или просто «явление» – контекст, думаю, понятен. Удивительно – создатели даже не пытаются поломать голову, чтобы придумать название по оригинальнее – что уж там говорить о самом фильме, восемьдесят минут которого красноречиво указывают на то, в каком тупике находится жанр из-за отсутствия фантазии у большинства тех, кто берется за подобный формат. Лучше всех, наверное, за последнее время отличились норвежцы, представив забавный found footage о гигантских троллях. А вот испанцы же у нас вновь расставляют камеры по периметру дома (простите, квартиры), двигают мебель, мигают светильниками и швыряют людей о стены.
В центре «сюжета» – одинокий отец с двумя детьми: маленьким мальчиком и озлобленной девчонкой переходного возраста, которая хлопает дверьми похлеще любого призрака. Им пришлось покинуть прошлое место жительства из-за того, что там их начали преследовать непонятные «явления» (хочется спросить, почему же то, что понятно зрителю с самого начала никогда не понятно героем в фильме?). В новой квартире, спустя какое-то время, ситуация стала повторяться, в виду чего отец семейства обратился с просьбой о помощи к «специалистам». И вот, в апартаменты прибывает бригада из трех умников, которые расставляют камеры по всему дому, раскладывают тонны своего высокотехнологичного оборудования с кучей стрелочек, лампочек и проводов, назначение определенных модулей которого даже не всегда понятно самим создателям фильма, не то, что зрителю; и начинают свое «дежурство». Камер ну очень много, и при этом монтаж комбинирует съемки со стационарных регистраторов и то, что снимают ученые на свои ручные камеры, плюс еще записываются видеоинтервью для отчета.
С технической точки зрения картину мало в чем можно упрекнуть, кроме того что все эти изобретательные ухищрения работают в холостую, по тому как не имеют поддержки в виде хоть сколько-нибудь привлекательного сценария. Разумеется, по закону жанра сюжет перегружен бытовыми диалогами «не о чем»; и, конечно же, действие развивается вяло. Сюжет пытается манипулировать драматической линией взаимоотношений отца и дочери, в котором также замешаны тайны прошлого; и здесь фильму удается вобрать в себя здоровую долю психологизма – учитывая неплохие актерские работы к этому претензий нет; но, тем не менее, все это становится раздавленным абсолютной вопиющей вторичностью и колоссальной заштампованностью всего того, что мы видим на экране. Стуками, мигающим светом и двигающийся мебелью уже никого не удивишь. Здесь все это прямо скажем, граничит с плагиатом, и фильм никогда не выглядит настолько увлекательным, чтобы зритель смог абстрагироваться от его кричащей вторичности.
Зная многочисленные маркетинговые уловки как-то даже странно видеть, что на локализованном постере отсутствует надпись «от создателя «Погребенного заживо». Действительно, Родриго Кортес написал сценарий и даже выступил в числе продюсеров проекта. Однако, вряд ли это хорошая новость, так как какой из Кортеса сценарист можно было судить по недавним «Красным огням», оказавшимся фильмом весьма посредственным. А к сценарию успешного «Погребенного» испанский постановщик как раз таки не имеет отношения. В случае же с «Emergo» – я бы сказал, что тут сценарий ни сколько «написан», сколько «скомпонован» из груды клише, как своеобразный конструктор, с любой деталью которого зритель уже сталкивался раньше, и не один раз.
Очередное испанское мокьюментари, несмотря на неплохую техническую реализацию, терпит ожидаемое фиаско. «Emergo», с его двумя десятками камер не под силу то, что когда-то делало «Паранормальное явление» с одной единственной. Оригинальности ноль, интриги ноль, саспенса ноль – откровенно говоря, вообще непонятно, на что рассчитывали создатели этого продукта.
Василий Марин