РОСОМАХА: БЕССМЕРТНЫЙ (THE WOLVERINE)
2013, США, 126 мин.
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Режиссер: Джеймс Мэнголд
В ролях: Хью Джекман, Тао Окамото, Рила Фукусима, Светлана Ходченкова
«Люди Икс», наверное, единственный франчайз XXI века, обреченный на вечные продолжения. Не смотря на спин-оффы, все это ведет к чему-то типа «Мстителей»: «Дни минувшего будущего» уже анонсированы, где будут собраны не только все мутанты, но и одни и те же, но из разного времени – Фассбендер-Маккелен и Маковэй-Стюарт. Концепт и вправду интересный, а в ожидании подобного пира нам предлагается посмотреть на приключения Росомахи, под которые выделяется вот уже второй отдельный фильм.
Кардинально ничего не изменилось: Северо-Канадские территории сменяются восточным колоритом, с первых минут авторы пытаются прикрыться одеялом плоской драматургии, любимое занятие Росомахи – по-прежнему бухать и зарастать в жопе мира. Дальше вроде как должно было быть интереснее; сделать бессмертного смертным, и бросить его в самое пекло – это правда смело, да и восточная философия как нельзя лучше подходит для непримиримого воина одиночки, самурая без хозяина (читай проще ронина). Пролог на эту тему был самым зрелищным моментом за раздутые два часа; уберегший японского солдата от верной гибели, Логан явно не знал, чем для него это обернется спустя несколько десятков лет. Дальше, как положено – главный герой, будто невеста, сбежавшая от Тарантино и сменившая пол, крошит многочисленных якудза, падает, поднимается, и снова убивает – иногда даже с двойной или тройной яростью.
Откровенно говоря, что первый фильм, что второй, умом не блещут. При всем желании Худа четыре года назад слепить из комиксов смесь политкорректного и чисто развлекательного кинематографа, на выходе мы получили туповатый, но драйвовый мейнстрим, не без удачных находок, но по большему счету – одноразовый. Джеймс Мэнголд, экспериментирующий за свою карьеру почти со всеми жанрами (за бортом остались мюзикл и честный хоррор), не смотря на весь свой задор, все больше ремесленник, свое дело знающий, и регулярно прогибающийся под продюсеров. Вот как здесь: никакой изобретательности, ни следования собственному стилю, ни даже работы с актерами (если ему ставить боевики, то только так, как это было с «Рыцарем дня»). Хью Джекман, и прежде берущий свое чистой харизмой, просто ходит весь фильм, и хмурится – то с оттенком звериной злобы, то отчаяния. Второй план, в общем-то, тоже аховый, кажется еще нечего, стоит только в кадре появится антагонисту в исполнении Светланы Ходченковой. Она, первый час строившая глазки и плюющаяся в разных людей ядом, в кульминации внезапно обзаводиться сверкающей лысиной, и принимается с шипением гонятся за кем глаза глядят, в мгновение ока пробуждая в голове печальную тенденцию «русская звезда в американском блокбастере – жди беды» (Машков в «Протоколе Фантом» не в счет).
Сценарий, в который попытались впихнуть все и сразу, и стал причиной, по которым лента разваливается спустя первые минут сорок. Один из самых трагичных персонажей в необъятной вселенной всевозможных комиксов, на сей раз получил адаптацию в виде комедии. Романтическая подоплека не то, что даже притянута за уши – вообще без представлений типа «искра пробежала», коллизия между Логаном и Яшидой неинтересна, представление о японской мафии – детсадовское, экшн пугающе однообразный – вся хореография сводится к бесхитростному мордобою. Это касается и поединка с самураем из адамантия, оказавшимся управляемым одним алчным человечешкой роботом, за обличением которого также без смеха следить нельзя. А отдали бы проект, как и планировалось, Аронофски, результат был бы явно разительно отличным от увиденного. В свое время этот перфекционист заставил играть самого Хью, компенсирующего это тут увеличенными в объеме бицепсами-трицепсами, а так, по гамбургскому счету, студию Marvel можно поздравить: её экранизации скатились-таки к высокобюджетному и убийственно серьезному трэшу.
Александр Гофман