ВОЗВРАЩАЯСЬ В СКАЗКУ
КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Жанр: сказка
1944, СССР, 64 мин.
Режиссер: Александр Роу
В ролях: Александр Ширшов, Георгий Милляр, Сергей Столяров, Галина Григорьева, Сергей Филиппов, Эммануил Геллер, Иван Рыжов
Давным-давно, в одном поселении православной Руси проживала прекрасная девица Марья Моревна. Всякий молодец, завидевший ее, оказывался пленен красотой и поражен умом ее. Не было отбоя от сватов, но каждого из них ждало разочарование, был у Марьи суженый – богатырь Никита, по прозвищу Кожемяка.
Однажды, когда был он в отъезде, защищая землю родную, несметные полчища Кащея Бессмертного, врага всего живого, вторглись в посад, сожгли все на своем пути, а женщин увели с собой. Вернувшийся вскоре Никита застал лишь пепелище и смертельно раненого защитника, который рассказал, что произошло, и почил в мире. И ничего не оставалось богатырю русскому, как идти войной на Кащея, чтобы освободить Родину свою и вернуть возлюбленную…
В далеком, 1944 году, Александр Роу, снял фильм для детей. Для нынешних и будущих поколений строителей и защитников Отечества. За основу картины он взял множество древних народных сказок и былин, которые рассказывали бабушки своим внукам. Выделить одну историю, по мотивам которой была поставлена лента нельзя. Но возможно проследить за тем, какие герои приняли участие в изложенных событиях и как все было исполнено в то сложное время.
Никита (по другим данным – Кирилл) Кожемяка – главный герой этого фильма и персонаж множества сказок Руси. Его отличительной (от других богатырей) чертой была привычка в доказательство своей силы разрывать сырые бычьи кожи, что прямо указывает на род деятельности героя в быту. В большинстве сказаний он ассоциируется с легендой о победе над Змеем, захватившем дочь князя и влюбившемся в нее. Интересно то, что возможно существовал исторический прототип Кожемяки, в свое время побивший печенежского великана. Прозвище свое он получил, когда в раздражении разорвал кожи, над которыми в тот момент работал. В этой киноленте Никита противостоял более культовому, в сравнении со Змеем (или драконом) по статусу в русских народных сказках, герою – Кащею Бессмертному.
Кащей Бессмертный – главный отрицательный персонаж не только этого конкретного фильма, но и великого множества русских поверий и сказаний. Характерные тонкости особенностей этого героя заключаются в основном в том, что сердце (оно же и смерть его) хранится отдельно от самого Кащея. Зачастую сердце представляет собой иглу, хранящуюся в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, висящем на дубе, а дуб тот на таинственном острове (чаще – Буяне). Переломив иглу (и только так) можно одолеть могущественного врага. В этой сказке сердце Кащея хранится в яблоке, напоминающем по виду странной формы кондитерское мучное изделие. Яблоко это черное, висит в закрытом черном цветке, на черном дереве, растущем на черной же скале. Только воин без страха в сердце может заполучить черную булку, ибо для иных цветок закрыт навсегда. Оригинальный момент в том, что разломивший яблоко человек, обращается в камень. Также Кащею свойственно похищать чужих невест (несомненно, первых красавиц) для последующей и предполагаемой на них женитьбы, от которой все претендентки отказывались наотрез. Тем удивительнее, что в некоторых сказках у него имеется дочь Василиса Премудрая. Некоторые истории говорят о каких-то таинственных связях Бессмертного с Бабой-Ягой. Но к этой картине это отношения не имеет. Еще, Кащей – это могущественный колдун и воин, жадный до чужого золота, изображается всегда в виде сухого, отталкивающей внешности (отсюда и отвергнутая любовь) старика. Зачастую источник жизненных сил злодея – чистая и холодная колодезная вода, кою пить он может целыми ведрами. В одном из самых известных сказаниях изначально Кащей содержался в заточении в подземелье некоей Марьи Моревны.
Марья Моревна – главный женский персонаж фильма. Упоминания о ней можно встретить в нескольких сказках. Прекрасная королевна-воительница в данном случае простая деревенская красавица. Впрочем, судя по знакам внимания оказываемых целой толпой прислужниц и прочего люда, происходит девица из знатного рода. Но армией, способной защитить от налета темных сил, не обладает. Похищенная Кащеем, часть фильма Марья притворяется спящей красавицей, просыпающейся, когда на ее палец надевается волшебное кольцо с прозрачным драгоценным камнем, или же в случае смерти чародея, ее пленившего. Нужно уделить особое внимание вышеозначенному кольцу. Существует, по меньшей мере, две его копии, и выяснить полные магические свойства их по данной картине возможным не представилось. Но, помимо восстановления жизненных сил и пробуждения от летаргического сна, колечко может остановить на некоторое время водопад, скрывающий потайной выход из башни Кащея. Любопытно, что использовать его можно только один раз, так как для достижения эффекта артефакт нужно выкинуть в пропасть. Собственно перстень – один из нескольких магических предметов, фигурирующих в фильме. Наряду с ковром-самолетом и шляпкой галюциногенного гриба-мухомора. Последняя была подарена Никите Кожемяке эпизодическим персонажем старичком сам-с-перст.
Старичок сам-с-перст (по другим данным мужичок сам-с-перст) не всегда положительный герой русских сказок. Обладает магическими силами и внушительной физической силой, несмотря на малый рост. В этом фильме ему назначена небольшая роль дарителя шапки-неведимки, представляющей собой шляпку большого красного мухомора. Что любопытно, при снятии оной с собственной головы, старичок в ту же секунду сгенерировал себе новую. Среди прочих возможностей сам-с-перст наглядно продемонстрировал умение показывать в водной глади события, произошедшие на его глазах. Возможно, это как-то связано с последствиями приема сырых грибов внутрь. Шапка-невидимка понадобилась главным героям неоднократно, но была утеряна по неосторожности, безвозвратно для потомков. Например, Никита использовал этот предмет для спасения Булата-балагура.
Булат-балагур – друг и главный помощник Кожемяки. Достоверных данных об этом персонаже сказок нет. Известно, что его собирались казнить в какой-то далекой мусульманской стране за попытку кражи ковра-самолета. По его словам, вышеуказанный ковер был необходим Булату для того, чтобы добраться в царство тьмы и собственноручно свернуть шею Кащею Бессмертному, поработившему в числе прочих и его Родину. Однако ответы и тон их на вопросы судьи наводят на мысль, что Балагур мог лукавить и волшебный ковер был нужен ему в тайных и личных целях. После чудесного спасения Никитой из рук палача, преисполненный чувством благодарности он помогает тому расправиться со злобствующими персонажами фильма. Прототипом этого героя может быть Аладдин – воришка из Агробы, фигурант арабских сказок. Это кажется тем более вероятным, что в них также упоминается ковер-самолет. А в фильме Роу персонаж Булата-балагура символизирует объединение православных христиан и мусульман перед общим врагом – Кащеем. Ну, или просто присутствует для связки отдельных компонентов сказки.
Таким образом, сюжет ленты проходится быстрым шагом по древнерусскому фольклору, надолго нигде не задерживаясь. В этом можно видеть как плюсы, так и минусы. Возможные достоинства – оригинальность и даже где-то уникальность получившегося произведения, а недостатки в обрывочности повествования. Реализован же и воплощен в жизнь сценарий был, по тем временам, просто великолепно. Пусть не было сверкающих осколками и переливающихся взрывов, масштабных побоищ и реалистичных полетов, зато были красивые и навевающие ностальгическую атмосферу по детству декорации и родные пейзажи. И пусть в Александре Ширшове с трудом угадывался былинный богатырь, зато Георгий Милляр – стопроцентный Кащей!
В итоге, у режиссера Александра Роу получилась сумбурная киносказка, повествующая о богатыре, поборовшем злодея и получившем в награду не только прекрасную возлюбленную, но и мир на родной земле. Добро всегда побеждает Зло. И не только в сказках. Но не этой простой моралью ценен фильм «Кащей бессмертный». В первую очередь – это детский фильм, с любимыми и знакомыми героями, но представшая в таком виде впервые на телеэкране. Это кино, погружающее даже взрослого в волшебную атмосферу сказочности, где действуют простые и справедливые законы, и за просмотром которого время пролетает незаметно. На фильмах Александра Роу росло не одно поколение и можно точно сказать, что они ничуть не хуже, блистающих спецэффектами современных фэнтези-лент.
Ренат Гарипов