Вопрос в заголовке, который любезно пропиарил Кристиан Бэйл (хотя в какой-то степени это вопрос пропиарил Кристиана Бэйла) в данном случае касается самоидентификации. Я задаю его себе, пишу про себя, но знаю, что относится он ко всей редакции. Может быть, вопрос этот широкой аудитории не очень интересен, но для "25-го кадра" является довольно злободневным.
Все чаще приходится слышать от самых разных людей (начиная от отца и заканчивая одноразовыми соседями по плацкарту), что я занимаюсь ерундой. Уже давно я говорю направо и налево, что журнал - это хобби. Так это хотя бы не вызывает раздражающего вопроса "А сколько зарабатываешь?", но в глубине души согласиться с такой формулировкой не получается.
Что такое хобби? Это приятное времяпрепровождение, к которому мы регулярно возвращаемся, это все наши любимые дела, которые мы с удовольствием делаем в свободное, а иногда и рабочее время. Допустим, ваше хобби – чтение книг на древнегреческом. Вы приходите после тяжелого трудового дня домой, садитесь в любимое кресло, открываете потрепанную книжку и погружаетесь в сладкий мир непонятных простому смертному закорючек. Читаете в свое удовольствие. При этом вас не тревожит мысль о том, что вы можете сегодня не успеть дочитать главу до конца (если, конечно, вы не сумасшедший). Маленький книголюб внутри вас не скрипит противным голосом: "Ты обязан прочесть ее, скорее, читай, читай же!" (если, конечно, вы не сумасшедший). А с журналом порой дело обстоит именно так.
Хочешь не хочешь, но ты должен писать что-то в блог. Хочешь не хочешь, а придется заливать статью, написанную другим автором на сайт. Хочешь не хочешь, но каждый месяц нужно делать обложку и выпускать свежий дайджест. Есть настроение или нет – надо. Так какое же это хобби? Натуральная работа. Ну, или подработка, потому что зарабатываешь на хлеб ты совершенно другими вещами. Хотя лично для меня журнал на первом месте – именно он главная работа, а та работа, где платят авансы, оклады и премии – это как раз подработка. Хотя именно она кормит меня, жену, собаку и кошку, а также позволяет смотреть кино на 50-дюймовой плазме Panasonic, а не на 50-сантиметровом «Каскаде».
И вот тут мы вплотную подходим к вышеозвученному вопросу. Профессионал ли я? Профессионалы ли мы все? Или все-таки любители?
Как это теперь модно, обратимся к Википедии.
"Профессионал — человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом, подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности. Многие путают понятие профессионала с мастером. Не все профессионалы могут быть мастерами своего дела, точно так же как и Мастер в определенной области деятельности не всегда является профессионалом в этой же области деятельности."
Казалось бы, все просто. Для профи его занятие – профессия, а мастер – просто хорошо выполняет эту работу. Т.е. можно назваться мастером и жить спокойно. Но если копнуть чуть глубже, то выяснится, что в словарях-то мастер и профессионал – синонимы. Так что подобная формулировка не решает вопроса. Да и называться мастером как-то стремно. Не джедай все-таки.
Большинство моих знакомых (от нетрезвых грузчиков до гламурных фотографов) очень просто разделяют любителей и профессионалов. Первые, по их мнению, занимаются каким-то делом для себя, а другие делают то же самое за деньги. Но у такой простой дифференциации есть множество уязвимых точек.
В тысячах журналов и газет нашей страны работают сотни тысяч "профессионалов". Они стабильно получают зарплаты и даже отпускные. При этом очень многие из них – весьма посредственные журналисты и авторы. А выпускник-отличник ВГИКа, пишущий в "25-й кадр" на добровольной основе, тогда кто? Он же пишет лучше, он учился на киноведа или кинокритика. Но это еще ладно. Если учился, то обозвать профессионалом еще можно – ведь есть диплом. Так что куда интереснее рассматривать ситуацию человека без диплома. Допустим, я в свое время не поступил во ВГИК, не досдав вступительные экзамены по ряду личных причин. Готовился я экспромтом (вернее, не готовился вообще), но все равно получил от экзаменационной комиссии оценку за рецензию – 9 баллов из 10 возможных. В комиссии, к слову, присутствовал 100% профессионал – Армен Медведев, бывший главный редактор журнала "Искусство кино". Говорит ли высокая оценка о профессионализме абитуриента? Едва ли, ведь абитуриент еще только готовится стать профессионалом.
А если отойти от ВГИКа и вернуться к КиноПоиску? Выигранные конкурсы рецензий считаются показателем? Или это все-таки просто баловство? Даже если в этих конкурсах участвуют люди, время от времени пишущие в журналы за деньги? А если удалось победить американского профессионала (правда, в нелегальном переводе на русский от чеченского любителя), то что?
И уж совсем запутывает ситуацию тот факт, что статьи (и сценарии) за деньги я писал, но те тексты не считаю своими лучшими, т.е. в мое портфолио ничего ценного они как раз не привнесли.
Деньги мы за свою работу в журнале не получаем, значит это не работа (по устоявшемуся мнению). А раз не работаем, значит, не профессионалы. Но как быть с тем, что мы сотрудничали с компанией "Двадцатый Век Фокс СНГ". Или, например, выступали информационными спонсорами нескольких кинофестивалей? Или, что нас регулярно приглашают на пресс-показы, банкеты, интервью и присылают пресс-релизы? Если другие профессионалы признают в тебе профессионала – ты профессионал? Или нужно "для галочки" написать заметку в газету "Сельская жизнь" – и только тогда считаться профи? Но в таком случае весь этот профессионализм – как титул гроссмейстера. Можно вообще ни разу не играть в шахматы, а просто купить титул. А можно обыграть чемпиона мира – и завтра газеты будут пестреть заголовками "Чемпион мира проиграл любителю".
Я вот наивно полагаю, что работаю в профессиональной среде. В редакции меня окружает множество талантливых авторов-профессионалов и благодаря этому я сам профессионально расту. Даже если вдруг поставлю смайлик.
А вы что думаете? Все-таки деньги решают или как?
P.S. Слово «профессионал» и его производные встречаются в тексте выше ровно 25 раз. В этом есть глубокий смысл, но я не знаю какой.
Убогость этого "демотиватора" зашкаливает