БОЖЕ, БЛАГОСЛОВИ АМЕРИКУ! (GOD BLESS AMERICA)
Жанр: трагикомедия не для слабонервных
2011, США, 104 мин.
Режиссер: Боб Голдтуэйт
В ролях: Джоэль Мюррей, Тара Барр, Мелинда Пейдж Хэмилтон, Маккензи Брук Смит, Рич МакДональд
- Wow, look at all those people!
- Yes, I wish I had AK-47…
Чёрная сатира Боба Голдтуэйта играет по крупному — Вы либо полюбите этот фильм с самого начала, либо же посчитаете его претенциозным и бессмысленным, хотя, второй вариант может свидетельствовать о том, что, возможно, Вы просто невнимательно смотрели? Или же Вас смутила сцена, где главный герой стреляет в ребёнка и разносит его в клочья на глазах у матери, пусть, всего лишь в своих фантазиях. Голдутуэйн поступил очень мудро, начав с подобной жести; это как своеобразный тест для зрителей: все, кто не способен воспринимать картину адекватно, просто покинут зал, дав возможность остальным, что называется, расслабиться и получить удовольствие.
Тема того, как человек может съехать с катушек под давлением враждебного общества и неблагоприятных обстоятельств уже не раз имела место на экране; ближайшую аналогию здесь можно провести с «Falling Down» Шумахера с Майклом Дугласом в главной роли. Однако, Боб Голдтуэйт делает свою картину как нельзя уместной и современной, поднимая, в частности, проблему «информационного мусора» и делая акцент на разрушительном воздействии масс-медиа на умы людей, в особенности детей и подростков. Фильм жестоко высмеивает американскую массовую поп-культуру, но всё увиденное можно запросто примерить на себя и любой другой стране; различий, к сожалению, будет не много. Хочу отметить, что, смотря такие фильмы, я, в первую очередь, радуюсь, что стараюсь не соприкасаться ни коим образом с телевидением; но, когда, к примеру, в отъезде, в номере в два часа ночи единственным средством поглощения времени ввиду бессонницы оказывается листание каналов — то я прихожу в ужас, в основном не от увиденного, а от осознания того, что есть люди, которые смотрят этот бред целыми днями напролёт.
Фрэнк (Джоэль Мюррей), герой картины, тоже не в восторге от информационного наполнения передач. И Фрэнку не спится, потому что за стеной шумят эгоистичные соседи, и постоянно орёт ребёнок. О менталитете соседей сам за себя говорит эпизод, когда утром Фрэнк выходит на улицу, и обнаруживает, что они снова «заперли» его машину на парковке. Так что фантазии нашего героя не тему того, чтобы пустить в ход оружие не удивительны. Есть очень символичный эпизод, где Фрэнк, в одну из ночей засыпает под вещаемый телевизором рассказ о «Техасском снайпере» Чарльзе Уитмене. Всё идёт своим нелепым чередом, пока Фрэнка не увольняют с работы, и, плюс к этому, врач сообщает ему об опухоли мозга. И фильм всё это время иронично подчёркивает то, что всем окружающим, на самом деле, глубоко наплевать на нашего героя, показывая, насколько очерствевшим и циничным стало общество. Фрэнк уже было собрался стреляться, но его отвлекает звонок маленькой дочери, которая, на самом деле, его ненавидит, но в данный конкретный момент она сообщает, что ещё больше ненавидит маму, которая вместо айфона подарила ей на день рождения блэк берри (а девчонке-то от силы лет шесть). Тем временем, на экране телевизора показывают очередное реалити-шоу о богатых испорченных детях, где шестнадцатилетняя Хлоя орёт матом на своих родителей из-за неугодного подарка и прочей ерунды, и Фрэнк вдруг осознаёт, что за поведение его дочери в немалой степени ответственны подобные телепрограммы. Перед своей смертью Фрэнк решает сделать хоть что-то полезное для общества: он выслеживает Хлою и вышибает мозги малолетней стерве, к великой радости другой школьницы Рокси (Тара Барр), ставшей свидетельницей этого инцидента. Так наши герои знакомятся, обнаруживают, что каждому из них нечего терять, и отправляются в своеобразное путешествие, попутно «верша правосудие».
Всё было бы грустно, если бы не было так смешно: фильм полон насилия, но он не более циничен, чем современная массовая культура в целом. Самосуд никогда не будет считаться оправданным; однако, в данном случае мы имеем условную сатиру, и, при этом, больший эффект производит не насилие, а духовный манифест Фрэнка, который воспринимается абсолютно серьёзно; его слова о том, что люди должны быть добрее, что они потеряли стыд и совесть. А масс-медиа лишь потворствуют этому, штампуя всё более идиотские реалити-шоу, где поощряются эгоизм и равнодушие. При этом Голдтуэйт использует идеальную формулу, которая предполагает не героя-одиночку, а тесное взаимодействие двух персонажей, что позволяет под завязку наполнить действие содержательными диалогами, которые, также, могут быть и весьма забавными, и великолепные актёрские работы центральных персонажей в полной мере этому способствуют.
Дерзкий, брутальный, но при этом действительно смешной, и, как это бы дико не звучало, по-своему добрый «God Bless America» — это великолепная и яркая иллюстрация того, куда, при не слишком удачном стечении обстоятельств, может скатиться не только Америка, но и остальной «развитый» мир. А чтобы этого не произошло — люди просто должны быть внимательнее друг к другу. И не нужно ничего глобального — всё начинается с мелочей. Например, я всегда выключаю телефон во время показа фильма, а Вы? Ненавижу светящиеся экраны в тёмном зале, и звонки, отвлекающие от просмотра. Это я к тому, что сцена в кинотеатре, на мой взгляд, заслуживает аплодисментов!
Василий Марин