ПИПЕЦ 2 (KICK-ASS 2)
2013, США-Великобритания, 103 мин.
Жанр: боевик, комедия, криминал
Режиссер: Джефф Уодлоу
В ролях: Аарон Тейлор-Джонсон, Хлоя Грейс Морец, Кристофер Минц-Плассе, Джим Керри
Лихой «Kick-Ass» успешно завершил свой кинотеатрельный прокат в 2010-м году, порадовав создателей этого рискованного проекта вполне приемлемыми кассовыми сборами. Разумеется, популярность фильма положительно отразилась и на интересе к оригинальному комиксу. Первый фильм, однако, был настолько целостным и завершенным, что продолжения, вроде как, и не требовалось. Тем не менее, вдохновленные очевидным успехом и солидным притоком новых фанатов авторы комикса написали еще один, который поступил в продажу в октябре 2010-го (спустя полгода после проката первого фильма), явно взяв курс на новую экранизацию.
К сожалению, как и следовало ожидать, центральные идеи оригинального комикса, которые, в итоге, и были отображены в первом фильме, в продолжении оказались благополучно забыты. Изначально ведь история являлась этакой насмешкой над всем этим пластом супергеройской субкультуры с ее устоявшимися канонами, показывая это с несколько неожиданного ракурса. Этот свежий взгляд был великолепно доведен до ума в экранизации, которая по форме представляла собой редкое явление «кинокомикса для взрослых» со всеми вытекающими последствиями в виде гипертрофированного насилия и strong language, но по смысловому наполнению являлась еще и элегантной сатирой, обращающейся ко многим современным общественным явлениям (разумеется, в разумных для мэйнстримного кино дозах). Все эти идеи были в должной мере раскрыты в первой части, и не требовали продолжения. Но «свято место пусто не бывает» – если зрителям нравится наблюдать, как одиннадцатилетняя девочка крошит пачки здоровых мужиков своим мечом, не стесняясь при этом во взрослых выражениях – они должны получить шанс увидеть это снова. Пусть даже если в этот раз в истории не будет и десятой доли той осмысленности, которой мог похвастаться предшественник.
Все вышесказанное стоит принять к сведению, чтобы не спешить «расстреливать пианистов», поскольку сам второй комикс, написанный на волне популярности первого фильма, в сравнении с концептуальным предшественником стоит расценивать не иначе как откровенную халтуру, в которой авторы предали свои же собственные идеи. Тем не менее, никто не мешал создателям новой экранизации переработать сценарий, чтобы хоть как-то спасти положение. Однако Джефф Уодлоу здесь решил сильно не заморачиваться, и пошел по пути наименьшего сопротивления, нащупав, по его мнению, те качества, на которые стоит сделать упор в первую очередь, дабы удовлетворить фанатов. И качеств этих оказалось два – это вышеупомянутое гипертрофированное насилие, и едкий юмор, который здесь, однако, ушел в сторону примитивизма и изрядно прибавил в цинизме и пошлости. В самом деле, какие-то моменты достойны небезызвестного «Movie 43» – я сейчас говорю даже не о пресловутой блевотине, а о фразах типа «Трава взошла – пора топтать». А чего стоит стеб над «горе-героями», когда каждый из них рассказывает свою историю? У родителей пропал сын – и они сделали майки с его фотографиями, а девушка стала «Ночной Стеровой» в память о погибшей сестре – все это почему-то преподносится в ироничном ключе. Заметьте, если первый фильм логично высмеивал образ супергероя со всеми вытекающими – то второй просто предлагает набор циничных шуток, практически ничем не обоснованных. Какие-то из них оказываются удачными – но, все же, не покидает ощущение пустоты и надуманности.
Что касается хваленного экшна – я бы не сказал, что он здесь в чем-то превосходит первый фильм. По настоящему радует лишь сцена, в которой мы в первый раз видим повзрослевшую Hit-Girl в фиолетовом парике – сразу вспоминается буря эмоций после первой картины. Далее же все становится дико однообразно и малоизобретательно, Уодлоу практически во всех сценах пытается копировать манеру предшественника, и при просмотре не покидает ощущение искусственности и вторичности. Больше всего разочаровывает финальная бойня с мельтешением разодетых фриков (где почему-то никто не вспоминает про огнестрельное оружие – ну да ладно, «каноны» и все такое), в которой Уодлоу пару раз выдает неуклюжий закос под «Хранителей» Снайдера, впрочем, так и не превзойдя планку качества последнего, что кажется удивительным, учитывая разницу в четыре года между производством фильмов.
Но, разумеется, главный фэйл – это сюжет, который, несмотря на множество событий и хитрого переплетения линий нескольких героев, оказывается высосанным из пальца. На все недочеты ленты можно закрыть глаза в первой ее половине, но ровно с того момента когда хронометраж преодолевает первый час – фильм начинает стремительно деградировать, обнажая зияющую пустоту своего нутра, замаскированную узнаваемыми внешними атрибутами. В оригинале была классическая тема мести, был великолепный Кейдж – здесь же какие-то моральные аспекты обыграны настолько топорно, что это даже раздражает. «Kick-Ass 2» это во всех отношениях нелепый сиквел отличного фильма, после просмотра которого начинаешь еще больше ценить оригинал, и в очередной раз проникаешься уважением к Мэттью Вону, который заставил свое творение уверенно работать на нескольких различных уровнях, в отличие от этой одномерной посредственности.
Василий Марин