ЛИМБ (HAUNTER)
2013, Канада, 97 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Винченцо Натали
В ролях: Эбигейл Бреслин, Питер Аутербридж, Мишель Нолден, Стивен МакХэтти, Сара Мэннинен, Дэвид Хьюлетт
Создатель легендарного "Куба", канадец Винченцо Натали представляет свою новую картину; на этот раз обращаясь к классическому сюжету про "дом с привидениями" - что, на первый взгляд, кажется довольно странным выбором для постановщика, который известен не в последнюю очередь ещё и привычкой выбирать по-настоящему оригинальные сценарии для своих работ. "Haunter" в этом плане довольно противоречив: нельзя сказать, что здесь есть что-то принципиально новое для жанра; но в то же время создатели смогли найти в этом привычном замесе достаточно пространства для оригинальной атмосферы и интересных сценарных решений.
Начало фильма являет нам Лизу (Эбигейл Бреслин) накануне её шестнадцатого дня рождения. Лиза не выспалась, потому что ее разбудила рация, которую младший брат вновь забыл у неё на столе. Лиза спускается вниз, и мать велит ей заняться стиркой в подвале, что вызывает её недовольство. А между тем отец наказывает ей не выходить на улицу, поскольку там сильный туман, и это опасно. Лиза в своей майке с принтом "Siouxsie and the Banshees" выглядит типичным капризным подростком; и всё это кажется таким обыденным и знакомым, ровно до следующего эпизода, когда мы видим как рация брата будит её на следующий день, и всё повторяется снова. И тут уже становится ясен двойной смысл многих реплик, произнесённых Лизой ранее. Натали здесь очень чётко обозначает тонкое напряжение; не липкий саспенс, а, скорее, здоровое любопытство, градус которого будет усиливаться до определённого момента, пока в истории будут проступать новые детали. Лиза пытается как-то объяснить родителям, что что-то совсем не правильно - но они, конечно, не понимают. Если бы она жила не в восьмидесятых, а хотя бы лет этак на десять попозже - то могла бы просто сказать: "Мам, пап, наша жизнь - прям как тот фильм с Биллом Мюрреем - неужели вы не видите?!" Создатели, между тем, очень грамотно обыгрывают эту концепцию "Дня сурка", воспроизводя один и тот же день снова и снова; но при этом раскидывая всё больше подсказок по ходу продвижения сюжета, благодаря стремлению нашей героини докопаться до истины.
На самом деле, Винченцо Натали берётся за очень интересную тему - при просмотре посещают мысли: сколько всего может быть скрыто в одном и том же отрезке времени, если смотреть внимательнее. Если герой Мюррея тратил свою "вечность" в основном на самосовершенствование; то Лиза как раз тратит её на исследование этого герметичного отрезка в котором находится её сущность, ограниченного не только во времени но и в пространстве. Конечно, эти шарады Натали интересны, но отнюдь не меньший, а то и больший интерес здесь вызывает и сама личность нашей героини; поскольку не совсем понятно, что поспособствовало её перемене, и каким образом она смогла "взглянуть на ситуацию со стороны", в отличии от остальных. И в то время, как её семья оставалась статичной - Лиза запустила необратимый процесс, меняя себя внутри, что позволило ей в последствии менять и реальность снаружи.
Совсем немного времени пройдёт до того момента, когда Лиза узнает некую неприятную правду, впрочем, нисколько её не шокирующую. Да и создатели картины не делают ставку на этот "условный" твист, ведь суть вещей можно понять уже по оригинальному англоязычному названию фильма - так что эта неопределённость является лишь вступительной частью перед основным квестом главной героини. Таким образом ответ на один из вопросов становится очевидным - но остаются ещё многие, и Лиза продолжает их искать.
В случае с подобным сценарием очень важна личность актрисы, исполняющей главную роль, поскольку она находится в кадре практически на протяжении всего фильма, и, зачастую, в одиночку. И в этом отношении Эбигейл Бреслин творит чудеса; с самого начала беря инициативу в свои руки и не отпуская зрительского внимания даже тогда, когда все загадки уже разгаданы, и на долю смотрящих остаётся довольно предсказуемое развитие дальнейших событий. Сильный перфоманс Бреслин безоговорочно затмевает здесь всех остальных; поскольку на фоне статичности других персонажей её образ ещё более выделяется динамикой развития.
Винченцо Натали предлагает интригующий концепт, который, однако, несколько разочаровывает своей линейной и предсказуемой развязкой - так что не ждите какого-то "Шьямаланства" в финале. Но при этом нельзя не отметить то, что режиссёр смог снять действительно вменяемый "family friendly horror", который своим интеллектом и эстетикой подчистую уделывает такие безжизненные нагромождения жанровых клише, как "Мама" или "Шкатулка проклятия" (ни ума, ни фантазии - это как раз про них будет). Крови здесь нет, ровно как и каких-то существенных пугающих эпизодов - но есть цепкая атмосфера и внятная история с великолепным перфомансом Эбигейл Бреслин . А главное - есть стремление рассказать банальную историю небанальным языком, да ещё и снабдив её внушительным подтекстом и интересными жизненными аналогиями.
Василий Марин