Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Гравитация (Gravity), 2013
Автор: Василий МаринДата: 26.09.2013 05:14
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (3)

ГРАВИТАЦИЯ (GRAVITY)

2013, США-Великобритания, 91 мин.
Жанр: (фантастика), триллер, драма
Режиссер: Альфонсо Куарон
В ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни, Эд Харрис, Эрик Мишелс



Новый фильм Альфонсо Куарона без преувеличения можно назвать одним из самых амбициозных кинематографических экспериментов последнего времени. Он, понятное дело, в первую очередь поражает своим визуалом, но еще больший эффект оказывает сама техническая сторона вопроса, когда начинаешь задумываться: «как же у них все это получилось?» Я буду уже далеко не первым, кто скажет, что «Гравитация» с неоспоримым достоинством показывает будущее современных кинотехнологий – но это действительно так. Создатели поставили себе очень жесткие рамки и невыполнимые, на первый взгляд, задачи, и осуществили то, что казалось невозможным. Да еще и не абы как, а «во всей красе», уделив внимание мельчайшим деталям и сделав картинку, которая превосходит все ожидания и взывает к мысли, что лучше быть просто не может.

Только вот не совсем понятно, почему этот фильм называют фантастикой. Тут вспоминается меткая фраза из «Арго»: «Если есть лошади – значит вестерн». А тут у нас получается: «Если есть космос – значит фантастика». Конечно, сделав приписку sci fi проще ориентировать людей на то, что их ожидает на сеансе, но ведь на самом деле в фильме нет ничего сверхъестественного – это максимально приближенная к реализму survivor story, близкая по духу к «127 часов» и «Погребенному». Как раз упор на эту линию и делает «Гравитацию» по-настоящему сильным триллером, в котором прекрасные виды Земли с орбиты не способны перекрыть чувство нависающей над героями реальной опасности, которое несет враждебная космическая пустота. Работы по ремонту электроники на телескопе Хаббл оборачиваются настоящим кошмаром для команды астронавтов, среди которых технический специалист Райан Стоун (Сандра Буллок) и руководитель группы Мэтт Ковальски (Джордж Клуни), когда их настигает шквал из обломков спутника, двигающихся на огромной скорости. Впрочем, до этого инцидента есть достаточно времени, в котором герой Клуни успевает изрядно повеселить аудиторию. В то же время фильм затягивает с первых кадров, заставляя восхищаться креативом Эммануэля Любецки, который в этом году, надо думать, получит свой заслуженный первый Оскар за работу оператора при вот уже шестой номинации.

Вступительный семнадцатиминутный длинный план действительно поражает, причем камера двигается очень плавно, логично делая акцент на состоянии невесомости, в котором разворачиваются события. Сцену катастрофы с врезающимися в шаттл обломками мы можем наблюдать «от» и «до» без единой монтажной склейки, что как нельзя лучше способствует «эффекту присутствия» зрителя в гуще событий. В дальнейшем в ключевых напряженных сценах будут также присутствовать изощренные сверхдлинные планы. Причем есть очень интересные и эффектные решения, когда, к примеру, камера словно «проникает в скафандр» к Райан и разворачивается к стеклу, чтобы мы могли посмотреть на происходящие ее глазами. Также поражает то, как плавно, но в то же время быстро камера переходит от «макро к микро», то есть, переводя фокус от огромной планеты к лицу главной героини, постепенно трансформируя общий план на сверхкрупный, когда мы можем в мельчайших деталях разглядеть зрачки Буллок и отражение Земли в ее глазах. Куарон при этом отчетливо понимает, что при всей изощренности технической составляющей фильм не будет работать, если в его центре нет ярких и живых героев, и в полной мере заботится о том, чтобы предоставить безоговорочно талантливой Сандре Буллок обширное поле для деятельности.

Сюжет построен вокруг экстремальной ситуации, что позволяет режиссеру изрядно нагнать традиционного для подобной концепции психологизма, заставляя Райан не только уделять внимание сиюминутным задачам и оперативно находить решения появляющихся проблем, но и задумываться о своем существовании в общем, глобальном смысле. Если последнее отсылает к таким аналогам, как те же «127 часов», то первое явно отдает духом Эллен Рипли, что было замечено уже многими. Действительно, Куарон элегантно заигрывает с признанной классикой, даже делая две прямые отсылки к «Чужому»: в одной Райан произносит идентичный монолог, когда говорит: (здесь мог быть спойлер), ну а во второй нельзя не заметить обыгрывание известного тэглайна «Чужого», гласящего, что «никто в космосе не услышит твой крик». Между тем, внимание съемочной группы к мельчайшим деталям и стремление к достоверности вызывает восхищение, будь то детализированные отражения в стеклах скафандров, или же скрупулезно воссозданные интерьеры космических аппаратов. Особенно в этом плане поражает сцена со слезами Райан, парящими в невесомости – казалось бы, ведь так легко было допустить простой ляп, и оставить слезы стекать по щекам – никто бы и не заметил. Перфекционизм Куарона оказал влияние и на музыку к фильму. Для поддержания общей атмосферы постановщик распорядился не использовать какие-либо ударные инструменты, ввиду чего у Стивена Прайса родился один из самых оригинальных и эффектных саундтреков последнего времени.

Альфонсо Куарон с командой бросают вызов современному кино, заставляя вспомнить, ради чего вообще был изобретен кинематограф. Об этом стоит задуматься тем людям, которые страдают от заблуждения, что картинка не так уж много значит для кинематографического произведения, и камерная драма с отличным сценарием и прекрасными актерскими работами априори лучше блокбастера с потрясным визуалом. Впрочем, если человек привык смотреть фильмы на девятидюймовом планшете по дороге на работу – в подобном взгляде на вещи нет ничего удивительного. Однако, IMAX формат все же накладывает определенные обязательства на визуальное и звуковое качество контента. Для хороших историй достаточно литературы, для любования актерской игрой есть, в конце концов, театр. Эти два фактора присутствуют и в «Гравитации», но помимо этого она еще и может отправить Вас на полтора часа в космос, что не под силу вышеперечисленным видам досуга. Так что этот фильм – настоящий триумф, наглядно показывающий, что технологический прогресс ни сколько не вредит кино как искусству, если технологии эти использовать правильно. Одним словом – masterpiece.

Василий Марин
Нравится
2. Игорь Талалаев 12.10.2013 15:52
Посмотрел и подписываюсь под каждым словом Василия. Главный кандидат на лучший фильм года.
3. tar1k_XV 04.11.2013 16:22
Понравился и фильм, и рецензия. Но мне немного была слабовата философия, которая передавалась через главную героиню - не надо стоять на месте, нужно постоянно идти вперед (наивно). Но несомненно сам оригинальный фон для развития событий придает фильму огромной силы во всех аспектах - визуальный ряд, затрагивание новых проблем, которых коснутся по-новому можно только в космосе.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 663 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio