СТРАСТИ ДОН ЖУАНА (DON JON)
2013, США, 90 мин.
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссер: Джозеф Гордон-Левитт
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Скарлетт Йоханссон, Джулианна Мур, Тони Данца
Гленн Хедли
Джозеф Гордон-Левитт представил свой полнометражный режиссерский дебют на фестивале Сандэнс в январе этого года, собрав некоторое количество весьма лестных отзывов. После этого фильм изрядно попутешествовал по другим фестивальным программам, и, наконец-то, добрался до широкого прокатного релиза по обе стороны океана.
Разумеется, мы тут имеем комедийную версию «Стыда», только с одним важным различием: наш герой одержим здесь не женщинами как таковыми, а просмотром порно. Ну и к тому же Джон, в отличие от Брендона, абсолютно не парится по поводу своего пристрастия, совесть его не мучает, как и какие-то сомнения касаемо его образа жизни. Будь то агрессивное поведение и сквернословие за рулем, секс вне брака или трусливая ложь во спасение – нет ничего такого, что нельзя было бы поправить церковной исповедью и двумя-тремя десятками «прописанных» молитв, которым, кстати, наш герой нашел очень полезное применение, не тратя отведенное для них время впустую. С самого начала фильм берет очень стремительную скорость, воспроизводя повторяющиеся последовательности событий, сопровождающиеся уверенным закадровым голосом Джона. Он рассказывает, что он любит в этой жизни, и, главное, дает очень подробное и весьма рациональное объяснение, почему же порнография нравится ему гораздо больше реальных женщин (что, впрочем, не мешает ему в полной мере наслаждаться их обществом).
Ситуация начинает меняться, когда он знакомится с Барбарой (Скарлетт Йоханссон). Ввиду того, что получить желаемое сразу у него не получается – он начинает тратить на нее больше времени и усилий, и постепенно «увязает». А тут еще и мать постоянно капает ему на мозги на тему того, что обеспокоена отсутствием у Джона постоянных серьезных отношений – в общем, приходится парню немного притормозить и познать все прелести моногамии, над которыми он потешался ранее. Причем это его ни сколько не пугает, а наоборот радует, поскольку у него все равно остается возможность просматривать любимое порно. Только вот Барбара приходит в ярость, когда застает бойфренда за его ноутбуком, и требует прекратить это занятие. Разумеется, Джону приходится соврать, и сказать, что, мол, «Да, я больше никогда не буду смотреть эту гадость. Да, и вообще, мне это случайно прислали – я что, похож на идиота, который смотрит порно, когда у него есть своя девушка?».
Что бросается в глаза практически сразу – Джозеф Гордон-Левитт не тратит ни секунды хронометража впустую. Сцены короткие, диалоги по существу, резкий агрессивный монтаж и стремительная динамика явно говорят о том, что кинематографист очень дотошно поработал со сценарием, вычленив из него все ненужное и в стремлении избежать «литья воды» дошел, прямо скажем, до крайности. Лишь ближе к финалу будет некоторый сброс в градусе динамики, когда фильм наметит задатки какого-никакого драматизма, но первая половина смотрится гладко и очень бодро. Шутки меткие, бойкие, среди них есть как довольно прямые и примитивные (но от этого не менее смешные), так и емкая завуалированная сатира на тему стереотипов, от которых, зачастую, страдают отношения между полами. Есть очень забавный момент с походом в кино, в котором, кстати, Ченнинг Татум отжег не хуже, чем в недавнем «This is the End». Гордон-Левитт, правда, весь фильм построил на одних и тех же наработках. Многие шутки повторяются, что, конечно, задумывалось специально. Иногда кажется, что это происходит немного сверх меры, но в других случаях это прекрасно работает, как например с неразговорчивой сестрой Джона в исполнении Бри Ларсон. Ее персонаж имеет важное значение для сюжета, правда, говорить о какой-то яркой игре здесь не получается, ввиду специфики роли. Немного жаль, ведь Ларсон очень перспективная актриса, многим она известна по роли в «Мачо и ботане», но я обратил на нее внимание после довольно сильного перфоманса в «Rampart» (и, к сожалению, я еще даже не видел «Short Term 12», за который ей пророчат многие престижные номинации в грядущем наградном сезоне). Что касается самого Гордона-Левитта и Йоханссон – образы оставляют приятное впечатление, они в меру карикатурны, но полностью соответствуют тому легкому тону, который избрал постановщик.
Касаемо суппорта также нельзя не отметить по особенному печально-смешную Джулианну Мур, и, конечно, Тони Данца в роли своенравного отца Джона. Сцены, когда они спорят, сидя за столом в одинаковых белых майках получились очень забавными, ну а эпизод знакомства его персонажа с Барбарой вообще шикарен.
«Don Jon», несмотря на провокационные мотивы, по форме своей является легкой и динамичной комедией, не ориентированной на погружение в сомнительные дебри психологии. Джозеф Гордон-Левитт в своем режиссерском дебюте может показаться несколько поверхностным, но он никогда не бывает скучным. Общая «плотность» действа и меткие диалоги вызывают только позитивные эмоции, ну а в финале не обойдется и без толики умеренного морализаторства. Фильм стоит похвалить в первую очередь за грамотный и насыщенный сценарий, не тратящий время в пустую, и уже после этого за его достойную реализацию. Но, в любом случае, режиссерский дебют Гордона-Левитта стоит считать более чем успешным.
Василий Марин