СТАЛИНГРАД
Россия, 2013, 135 мин.
Жанр: военный, драма
Режиссер: Фёдор Бондарчук
В ролях: Пётр Фёдоров, Томас Кречман, Мария Смольникова, Яна Студилина, Дмитрий Лысенков
Первый российский фильм в перспективном IMAX 3D наконец-то обрёл своё существование. Только вот при просмотре новой работы Фёдора Бондарчука и его многочисленной команды далеко не каждый зритель сможет вот так сходу разделить восторг наших кинематографистов по поводу покорения новых вершин современных технологий. Если бы фильм был снят на любую другую тему - цены бы ему не было; можно было бы бесконечно восхищаться по-настоящему голливудской картинкой, глубоким 3D и впечатляющим визуалом. Но вот решение продемонстрировать все прелести данного формата на фильме о ВОВ кажется весьма спорным; если принять во внимание тот факт, что именно эта демонстрация становится здесь основополагающим мотивом, вокруг которого и строится всё остальное. Конечно, создатели не виноваты в том, что наш зритель привык к определённой концепции фильмов, снятых на тему Второй Мировой; и монументальное имя собственное "Сталинград" накладывает на съёмочную группу повышенные обязательства - как никак, они сами в прологе объявляют о том, что это было "самое кровопролитное сражение в мировой истории" - и тут зритель в праве ждать чего-то по солиднее, нежели красивый попкорновый блокбастер вкупе с вкрадчивой мелодрамой. Вероятнее всего подобная концепция вызовет неприязнь тех, кто почитает "правильное" духоподъёмное военное кино советского периода; и всё же сам факт существования картины достоин похвалы, как "напоминание" о страшном прошлом - всё-таки на фоне недавних попыток снять "великое кино о Великой войне" последний фильм Бондарчука не ударяется в бессовестную эксплуатацию и держит себя в рамках общечеловеческого достоинства.
Однако, используя узнаваемую военную тематику и её привычные атрибуты, создатели сняли фильм в большей степени "универсальный", причём это вряд ли можно считать комплиментом, поскольку данный фактор лишил картину необходимой индивидуальности и чётко расставленных акцентов. Получилось кино не о Сталинграде, а просто "о войне", любой войне, которая несёт боль и разрушение. В плюс идёт то, что Бондарчук практически лишил фильм какого-то ни было политического подтекста и не стал копаться в грязном белье власти имущих того времени, пытаясь предложить модный нынче "современный взгляд"; в минус же идёт вычурная стерильность эмоционального фона и безликость подавляющего большинства сценарных девайсов. Оно и не удивительно, раз картину снимали с явным прицелом на международный прокат и пытались "говорить на универсальном языке, понятном каждому". Среднестатистический североамериканский зритель скушает большое ведро попкорна, наблюдая привычный для него как для представителя нации истинных патриотов геройский пафос в фееричном слоу-мо; и, хотя бы, запомнит бывшее название города-героя - и на том спасибо.
А слоу-мо в картине хоть отбавляй. Оно присутствует как в сценах "экшна" (как-то даже пошло звучит это слово применительно к военному фильму), так и в спокойных длинных планах, призванных "одраматизировать" происходящее, когда, к примеру, отважная Катерина кружит по полуразрушенному дому, поливая цветочки под свист пуль неподалёку. С технической точки зрения всё сделано очень грамотно, глаз радуется, и даже в какие-то моменты просыпается нечаянная гордость за наших кинематографистов, наконец-то покоривших новый формат (те же китайцы выпускают по несколько IMAX фильмов в год для внутреннего рынка - чем мы хуже?), когда видишь, с какой дотошностью они наполняют трёхмерный кадр высокохудожественным пеплом а-ля "Сайлент Хилл", и насколько выверенные эпизоды ближнего боя (достойные "Шерлока Холмса" Гая Ричи) у них получаются.
Только в конечном итоге, оказывается, что Фёдор Бондарчук здесь умело имитирует Зака Снайдера; в то время как до того же Спилберга ему ещё далеко. Хотя нет, не так. Не то чтобы "далеко" - просто курс был изначально выбран такой. Специалисты по визуалу брали за основу картины Снайдера "300" и "Заперщённый приём" - и это не шутка. Получилось красиво, но пошловато. Ладно бы ещё, если было бы за кого переживать, кроме немца Кана (Томас Кречманн) да двух роковых женщин картины. Кречманн выдаёт солидный перфоманс - но он один, а наших пятеро (шестеро?). И к актёрам, как раз таки, никаких претензий - ветеран нашего кино Андрей Смоляков, харизматичный Пётр Фёдоров, подающая надежды своим очень ярким перфомансом Мария Смольникова - все они в какой-то степени цепляют; только вот сценарий, как я уже говорил, сделал из пятерых доблестных бойцов некий собирательный образ, в котором каждая отдельно взятая единица выглядит неполноценно. Когда, по закону жанра, герои начинают погибать один за другим - как-то даже и не удаётся проникнуться предполагаемыми эмоциями. И, кстати, ещё один жирный минус фильму за обилие закадрового голоса, который аутентично перечисляет все горести, выпавшие на долю героев (и это голос режиссёра картины).
В общем и целом, "Сталинград" не хочется сильно ругать, поскольку кино, выражаясь новейшим русским языком "смотрибельное". Оно имеет шикарный визуал и некоторое моменты, берущие за душу. Тем не менее, вычурная театральность и шаблонность лишают новый фильм Фёдора Бондарчука какой-то мало-мальски исторической ценности. Попкорн съёден - зановес - титры. "...А зори здесь тихие" в своё время получили номинацию на "Оскар" - ждёт ли подобное данный высокотехнологичный IMAX-аттракцион мы узнаем в январе следующего года. В общем и целом - первый российский фильм в IMAX 3D. Это ли не исчерпывающая формулировка?
Василий Марин