ТЕЛЕКИНЕЗ (CARRIE)
2013, США, 100 мин.
Жанр: триллер, ужасы, драма
Режиссер: Кимберли Пирс
В ролях: Хлоя Грейс Морец, Джулианна Мур, Джуди Грир, Портия Даблдэй
Маргарет Уайт ожидала раковую опухоль или ниспосланное небесами чудище, но вместо них из ее чрева на свет божий вылезла девочка. Сначала мать собиралась убить ее ножницами, потом передумала, назвала младенца Кэрриет и стала воспитывать согласно своим своеобразным представлениям о правильной жизни. Воспитание дало свои плоды: Кэрри семнадцать (выглядит на четырнадцать, одевается на пятьдесят три), она изгой в классе, перманентно в ступоре, а когда у нее прямо в школе впервые начинаются месячные, впадает в панику на радость окружающим, начавшим закидывать ее тампонами. Пока учителя будут запоздало решать проблему с травлей девочки, она обнаружит в себе сверхъестественные способности и поймет, что может разбираться с обидчиками сама.
К хрестоматийному сюжету про неправильный выбор жертвы только в кино обращалось огромное количество людей – от создателей малобюджетных хорроров до Ларса фон Триера. Кимберли Пирс, режиссерша не то второй экранизации дебютного романа Кинга, не то ремейка его первой постановки за авторством Брайана Де Пальмы, в этой иерархии находится если и не совсем близко к низшей ступени, то куда дальше от Триера, чем тот же Де Пальма и чем ей самой хочется быть (даже несмотря на то, что это она первой поняла, что Хилари Суонк – мужик). Кинг семидесятых – точно не материал для молодежного ужастика, однако «Телекинез», за исключением чудесной Морец, но это уж как водится, выглядит именно так, вплоть до блондинки, занимающийся сексом в машине в лесу.
Вместе с тем, версия Пирс куда назидательнее обоих первоисточников (здесь все упирается в нехитрую, мягко говоря, мысль, что школьная травля – это вещь нехорошая) и, поразительным образом, во много раз смешнее их. Что иронично само по себе: Де Пальма именно широтой улыбки и ужасал, Пирс, напротив, всячески создает саспенс, но вызывает своими манипуляциями с освещением и кровью одно веселье. Разница лучше всего иллюстрируется эпизодами из двух фильмов, где, соответственно, Лори и Мур покушаются на жизни экранных дочерей: первая лыбится и жуткая, вторая пучит глаза и смешная. Каждая заботливо скопированная из оригинала потенциально шоковая сцена длится раза в три дольше, чем пугает, и комический эффект всего этого выглядит настолько методичным и уверенным, что его даже можно посчитать запланированным – как, например, явный концепт, что Кэрри кажется на несколько лет младше одноклассников. Верится, конечно, с трудом, но все же, черт возьми, невозможно ведь оставаться серьезным, снимая сцену, где заплаканная Хлоя Морец, помимо бесчисленных ножей, вытаскивает из мертвого тела еще и линейку.
Влад Колмаков