Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Олдбой (Oldboy), 2013
Автор: Василий МаринДата: 30.11.2013 15:50
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ОЛДБОЙ (OLDBOY)
2013, США, 104 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма
Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Джош Бролин, Элизабет Олсен, Шарлто Копли, Сэмюэл Л. Джексон



Для ремейков нашумевшей классики планка качества должна быть очень высока, и наиболее предпочтительным вариантом было бы полное переосмысление «с нуля», при котором можно минимизировать возможные сравнения с оригиналом, оставив при этом суть истории не тронутой. Но, к сожалению, обычно происходит все в точности до наоборот: выполняется старательная имитация «под копирку», в которую потом вносятся незначительные изменения. Эти самые «незначительные» изменения в конечном итоге рушат всю изначальную концепцию истории – и новый «Олдбой» как раз является ярким примером такой ситуации.

Вспоминая разговоры Спайка Ли в преддверии выхода его новой картины о том, что он честно пытался снять не ремейк корейского фильма, а свою независимую интерпретацию этой истории нельзя не отметить того факта, что режиссер, все же, слукавил: новый «Олдбой» во многом копирует оригинал (о котором даже в титрах конкретно упоминается); причем именно «копирует», совершенно бездумно воспроизводя узнаваемые для зрителя, знакомого с корейской лентой, сцены, но не слишком удосуживаясь проверить на сколько они уместны в новом контексте. «Вот это у нас будет здесь, а вот это вот здесь… И, да – про молоток, главное, не забудьте!» При всей жестокости (которая, на деле, присутствует-то в паре сцен) персонаж Бролина здесь однозначно вырисовывается положительным героем (пусть, подлец в прошлом – ну так он за двадцать лет раскаялся), уравновешенным и целеустремленным. У него две заботы: воссоединиться с повзрослевшей дочерью и найти своих тюремщиков. В данном случае иррациональная жажда мести здесь заменяется желанием доказать дочери свою невиновность – вроде бы и логично, но сюжет при такой подмене ценностей время от времени спотыкается об обязательные сцены насилия из оригинала, которые здесь выглядят надуманно и абсурдно. Но еще больше разочаровывает отсутствие той неоднозначности и интриги, которая присутствовала в корейском фильме – я сейчас даже говорю не о сюжете, а о самой личности героя, о его характере. Пак Чхан Ук постепенно «закручивал все гайки», позволяя герою меняться под давлением обстоятельств и уверенно подводя к сложнейшему кульминационному моменту – здесь же о каком-то ярко выраженном развитии характера у персонажа Бролина говорить не приходится. Фильм работает исключительно как линейный пошаговый триллер, заставляя героев решать задачи по мере их поступления, и он не слишком обременен психологизмом.

Впрочем, малоинтересный главный герой это еще капля в море по сравнению с тем, во что Спайк Ли со своими сценаристами превратили его оппонента. То, что творит на экране Шарлто Копли вряд ли можно назвать актерской игрой – и совершенно очевидно что подобное манерное кривляние было навязано сценарием. Как злодей он смешон, как личность он смешон, как персонаж он карикатурен и не интересен (кое-кто даже совершенно справедливо сравнил этот образ с Мазафакером из второго «Пипца»). Это просто кошмар. С подобной самодеятельностью создатели лишились эффекта от одной из ключевых линий оригинального «Олдбоя», суть которой была именно в противостоянии двух героев, достигающем наивысшей точки в многоуровневой развязке. Финал был шокирующий и неоднозначный, и у каждого героя там была целая философия за плечами. Но это ведь «слишком сложно» – давайте просто сделаем одного парня хорошим, а второго отмороженным гламурным фриком с расстройством психики и детскими комплексами, чтобы все сразу встало на свои места. Да и отношения Джо и Мари (Элизабет Олсен) – нет здесь необходимого эмоционального надрыва; одна «дежурная» постельная сцена выглядит в большей степени как унылый шаблон.

Главный же вопрос стоит так: на что может рассчитывать зритель, не знакомый с первым фильмом? Мое сочувствие господину Бролину и госпоже Олсен не позволяет не отметить того факта, что как крепкий одноразовый триллер новый «Олдбой» все же имеет право на существование. Но потенциал оригинала отнюдь не ограничивается упрощенной формулой «шокирующий финал + Бролин с молотком». Получилось не переосмысление, а «недоосмысление». Оригинальная история предполагает гораздо больше пищи для размышления, чем нам оставили здесь. В последнем финальном аккорде создатели нового «Олдбоя» вновь отличились своей креативностью, окончательно сместив все акценты и сняв фильм уже совершенно о другом. Пак Чхан Ук искал ответы и сомневался. А вот Спайк Ли абсолютно уверен. Хотя трудно было бы ожидать другой концовки от режиссера, не удержавшегося от соблазна зачем-то подсунуть в темницу героя библию.

Василий Марин
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 455 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio