Если вас пугают слова «секс», «порно», "БДСМ" или, допустим, «минет», не читайте этот большой провокационный текст, посвященный новой большой провокационной работе большого провокатора Ларса фон Триера. Детям, ханжам и особо чувствительным девственникам вход категорически воспрещен!
НИМФОМАНКА (NYMPHOMANIAC)
Премьера: 13 февраля
Жанр: интеллектуальное порно
Производство: Дания, Бельгия, Германия, Франция, Великобритания
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Шайа ЛаБаф, Джейми Белл
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5
Великий провокатор и неугомонный скабрезник от мира кино, датчанин Ларс фон Триер всегда был неравнодушен к порнографии. Уже в одном из его первых известных фильмов – «Идиоты» (1998) – присутствовали немоделируемые сцены группового секса. Что уж говорить о последующих работах мастера, в которых были и полностью обнаженные знаменитые актрисы, такие как Кирстен Данст или Шарлотта Генсбур, и удаление клитора, и секс под музыку Генделя, снятые честным крупным планом. Но было бы большим заблуждением считать, что маститого датчанина в своем творчестве интересует в первую очередь порнография. Это совсем не так! Сексуальность – да, но отнюдь не порнография. Впрочем, это не отменяет того факта, что фон Триер любит порно, разбирается в порно и смотрит порно, о чем он не раз сообщал прилюдно («25-й кадр» в этом щекотливом вопросе Триера, кстати, осторожно
поддерживает). Существует и обратная симпатия: некоторые известные порноактрисы признавались в любви к работам маститого специалиста провокаций (в частности о глубине работ фон Триера заявляла Саша Грей – известная своим глубоким талантом в жанре XXX). Но все же главная изюминка, некая сермяжная истина, в работах мэтра всегда была отличной от простого «туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно». И потому воспринимать его новую работу «Нимфоманка» как своеобразное порно для широкого зрителя было бы неправильно. Но что же тогда несет в себе новая лента датского скандалиста, о чем она? Попытаемся разобраться. И, пожалуйста, держите руки на виду.
Экстраполируя собственное «я» на кинопленку (впрочем, с недавнего времени режиссер не брезгует и цифровыми камерами), Ларс выдает на-гора результат, понятный как европейским зрителям, так и зрителям по ту сторону океана. С одной стороны, фон Триер (кстати, добавивший приставку «фон» к своей фамилии по примеру Эриха фон Штрохейма – американского кинорежиссера, актера и сценариста австро-венгерского происхождения) вдохновлялся работами Фридриха Ницше, ведь нельзя не вспомнить отношение датчанина к религии, Богу, его стремлению к высказыванию афоризмами, аллегориями, что роднит его с прославленным немецким философом-иррационалистом. С другой стороны, фон Триера – особенно в последние годы – все больше занимает визуальная сторона его картин, их доступность для простого зрителя. Да, его все же волнуют обычные явления, события, факты из людских жизней в их метафизической интерпретации, но способы их выражения на экране не столь однозначны. Варьируя подачу, заигрывая с полутонами, зачастую работая на контрасте, постановщик придерживается принципа противоречивости единства в своем творчестве, столь нелюбимого массовым зрителем, но обожаемого – вплоть до «оргазмического» восторга – эксцентричной арт-богемой, ценителями артхауса и закостенелыми киноманами.
Но и для неприхотливого зрителя в его работах всегда есть на что обратить внимание. В первую очередь это художественные средства, с помощью которых на экране воплощаются в жизнь задумки датчанина. Эстетическая составляющая – базис, на котором зиждется интерес широкой публики к кинопостановкам драматурга-режиссера. В качестве примера можно опять-таки упомянуть сцены секса в «Антихристе» или групповой акт коитуса в «Идиотах». Это шокирует, это привлекает внимание, это запоминается. Но не стоит думать, что единственно только причудливыми формами, излишней «фриковатостью» привлекает фон Триер. Наоборот, эклектика творений режиссера – основа его успеха, его величия и его проблем. И именно эклектичностью своих составляющих (во всех смыслах; на психоэмоциональном уровне, на аудиовизуальном, на философском) и отличается в первую очередь «Нимфоманка» – новая лента Ларса фон Триера, еще на этапе пре-продакшна снискавшая всенародную, но шокирующую славу.
«Нимфоманка» – заключительная часть «Трилогии Депрессии», в которую входят также картины
«Антихрист» (2009) и
«Меланхолия» (2011). В центре сюжета нового фильма фон Триера находится немолодая уже женщина по имени Джо (Генсбур). Прекрасным зимним утром ее – избитую и находящуюся почти в бессознательном состоянии – находит Селигман (Скарсгард) – одинокий мужчина средних лет. Он выхаживает женщину, а она рассказывает ему свою историю, историю своей молодости, историю своих сексуальных приключений, историю нимфоманки.
Как известно, на Каннском кинофестивале, в мае 2011 года, датский режиссер допустил неосторожные слова о нацизме, в частности заявив, что симпатизирует Гитлеру. Сразу после этого он был объявлен дирекцией кинофестиваля персоной
нон грата. Чуть позже – 5 октября того же года – фон Триер через своего официального представителя сказал, что прекращает общение с прессой. Режиссер решил, что с него довольно конфликтов с масс-медиа, тем более, если те не понимают «его специфического юмора».
Оградив себя от общения с прессой, датчанин уделил все внимание своему новому проекту – «Нимфоманке». Первоначально рабочим названием фильма было – «Грязь в пролежнях». Предполагалось, что заглавную роль в картине сыграет Кирстен Данст (только что поработавшая с фон Триером на «Меланхолии» и «зазвездившаяся» до того, что сообщила, будто режиссер к ее каннскому успеху отношения не имеет). Однако по неразглашенным причинам Данст принять участие в «Нимфоманке» не смогла, и новой/старой музой постановщика стала Шарлотта Генсбур, а лента обрела название «Нимфоманка».
Еще в «Антихристе», исследуя потаенные глубины женской сексуальности, фон Триер, руководствуясь принципом «цель оправдывает средства», не стеснялся брать нахрапом: разнузданные, откровенные эпизоды сексуального характера соседствовали у него со сценами насилия и чрезмерной жестокости. «Меланхолия» в эстетическо-визуальном плане была намного более «причесанной» лентой. Но и в центре второго фильма «Трилогии Депрессии» была женщина, ее конфликт внутренний на фоне глобальной катастрофы. Отправной точкой «Нимфоманки» опять стала женская сексуальность.
Все сцены секса в фильме будут не постановочными, а взаправдашними, настоящими. Когда проходил кастинг на ведущие образы в картине, сообщалось, что актерам, которые будут задействованы в ленте, придется заниматься сексом по-настоящему. Долгое время эта информация казалась правдивой. Но впоследствии, когда каст проекта был в целом завершен, стало ясно, что ведущие актеры не занимались сексом, а только делали вид. Вместо них, в самых опасных сценах, мы увидим дублеров (самых настоящих порноактеров). Но сделано это будет таким образом, что подмены мы не заметим, ведь в ходе пост-продакшна использовались новейшие компьютерные эффекты, позволившие соединить изображения голливудских знаменитостей с изображениями малоизвестных актеров «низшего жанра». С одной стороны, это позволило снять действительно уникальные сцены. С другой, это стоило времени, так что фон Триер не успел вовремя закончить «Нимфоманку» (впервые фон Триер не работал над монтажом своей картины), чтобы представить ее на Каннском кинофестивале (датчанина все-таки простили) в 2013 году.
Еще до начала съемочного процесса, режиссер и продюсеры заявили, что фильм выйдет в двух версиях: одна будет демонстрироваться в кинотеатрах (сцены сексуального характера подвергнутся цензуре), другая – выйдет на видеоносителях (читай – в интернете) и будет полностью авторской. Чуть позже, уже в ходе съемочного процесса выяснилось, что материала снято так много, что с лихвой хватило бы на небольшой телесериал. В итоге было принято решение разбить фильм на две части по два часа каждая, сохранив идиому о двух разных версиях постановки – хардкорной и обычной.
Помимо Шарлотты Генсбур («21 грамм», «Наука сна», «Как жениться и остаться холостым»), сыгравшей взрослую Джо, в «Нимфоманку» попала Стэйси Мартин – начинающая актриса и модель из Франции. Ей достался образ молодой Джо. Как уже было сказано выше, человека, нашедшего истерзанную Джо, сыграл швед Стеллан Скарсгард («Умница Уилл Хантинг», «Девушка с татуировкой дракона», «Тор 2: Царство тьмы»). Кроме того, принял участие в проекте и звезда «Трансформеров» Шайа ЛаБаф. Актер самолично высказал желание поработать с режиссером. Более того, его даже не смутило, что – как планировалось первоначально – в фильме надо было заниматься сексом. ЛаБаф высказался, что его абсолютно не смущает этот факт. И специально для того, чтобы успешно пройти пробы в новую ленту режиссера-скандалиста, голливудский актер записал на камеру, как он занимается сексом со своей подружкой. Запись настолько понравилась фон Триеру (достиг ли он оргазма, неизвестно), что ЛаБаф был мгновенно утвержден.
Ходили слухи об участии в постановке Николь Кидман, но она не смогла вновь стать частью проекта фон Триера (актриса уже снималась у датчанина в «Догвилле») по причине разногласий в графиках. Зато смог выкроить время для «Нимфоманки» Джейми Белл («Телепорт», «Джейн Эйр», «Грязь»), сыгравший в фильме одного из любовников Джо, мужчину, склонного к садо-мазо и БДСМ. Кристиан Слэйтер («Интервью с вампиром»), снимающийся в последнее время в картинах класса Б, воплотил на экране образ отца нимфоманки. Еще одной голливудской звездой, попавшей на удочку фон Триера стала Ума Турман («Криминальное чтиво», «Убить Билла 1-2», «Мужчина нарасхват»). Присоединились к проекту Уиллем Дефо («Взвод», «Человек-паук», «Не пойман – не вор») – друг и соратник режиссера, землячка фон Триера Конни Нильсен («Гладиатор», «Последняя любовь на Земле») и заслуженный немецкий актер и режиссер Удо Кир («Тень вампира», «Модильяни», «Железное небо»), не раз сотрудничавший с Ларсом («Европа», «Медея», «Догвилль»).
Авторы картины выбрали оригинальны способ пиара «Нимфоманки». Вместо того, чтобы выпустить полноценный трейлер, они, начиная с лета 2013-го, каждый месяц почивали публику небольшими тизерами-отрывками из фильма. Тизеры имели смешанную реакцию. Посмотревшие прежде всего высказывали недовольство тем фактом, что количество постельных сцен в них равнялось нулю. Однако, когда наконец вышел первый официальный трейлер картины, зрители возликовали: фон Триер показал, что секс в его ленте будет! Причем, самое вкусное постановщик, конечно же, оставил на сладкое.
Съемочный процесс стартовал 28 августа 2012 года в Кельне. Кроме Германии второй страной, предоставившей свои локации фон Триеру и его команде стала Бельгия. Производственный процесс завершился 9 ноября 2012 года. В России премьера «Нимфоманки» состоится аккурат ко Дню Святого Валентина – 13 февраля 2014 года. Отечественные прокатчики решили, что это будет хороший маркетинговый ход, в кои-то веки продемонстрировав чувство юмора (пусть и черного).
Интересно сложилась прокатная судьба ленты в Северной Америке. «Нимфоманка» там не будет сразу выпущена в прокат в кинотеатры, а пройдет своеобразную «проверку» на домашних видеоносителях через сервисы VOD (видео по требованию). 6 марта выйдет первая часть, а 3 апреля – вторая. И лишь затем, новая работа фон Триера окажется в кинотеатрах; 21 марта и 18 апреля.
Ларс фон Триер в своей новой работе (постановщик традиционно выступил тут и как сценарист) решил пойти дальше (читай – глубже), чем когда-либо. Если секс, то со всеми подробностями, во всевозможных позах, групповой, извращенный, запретный, шокирующий, грубый. Если чувства, то всевозможных оттенков, теплые, смешанные, сладкие, тяжкие, жгучие, унизительные. Если размышления, то напряженные, мрачные, приятные, горькие. Нет, разумеется, режиссер решил использовать не всю палитру возможных человеческих чувств и эмоций, но одно несомненно – «Нимфоманка» сможет удивить даже самого прожженного циника. А это значит, что накануне Дня всех влюбленных у нас будет отличный повод сходить в кино и насладиться новой работой маэстро.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКС В КИНО
Кино – искусство. Как и в любом из видов искусств, кино приемлет аллегорические, иносказательные способы рассказа, передачи информации. Будь то напряженная драка, страшная война или страстный поцелуй. Кинематограф испокон веков демонстрировал это иначе, чем происходит на самом деле. Согласитесь, вы вряд ли бы получили удовольствие от просмотра фильма, в котором демонстрировалась бы схватка двух соперников так, как это происходит в реальности. Ведь в жизни зачастую все выглядит не так ярко и красочно: более хаотично, однообразно, «грязно». Ведь по сути кино – это возможность заглянуть в иной, отличный от настоящего мир, возможность увидеть то, чего с вами никогда не случится в жизни.
Впрочем, из каждого правила всегда можно сделать исключение. Существуют картины, эксплуатирующее насилие, показывающее его таким, как оно есть («Необратимость»). Есть и такие ленты, которые не чураются представить на суд почтенной публики секс в его первозданном виде. Для чего это нужно, в чем авторская задумка? Скорее всего, постановщики делают это для того, чтобы лучше раскрыть образы своих героев, чтобы рассказанная история была цельной и завершенной. Вспомним наиболее заметные фильмы, в которых актеры занимались бы друг с другом настоящим, не постановочным сексом.
«Идиоты» (1998)
Фильм Ларса фон Триера, главные герои которого – умственно отсталые люди. Картина показывает их жизнь, их устремления, их желания. Как и в случае с «Нимфоманкой» «Идиоты» вместе с лентами «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте» образует трилогию «Золотое сердце».
Фильм стилизован под документальное кино и содержит сцены группового секса.
«Посмотри на меня» (1999)
Итальянская картина о 28-летней порноактрисе Нине (Элизабетта Каваллотти). Она бисексуальна и живет с редактором порножурнала Кристиной. Взаимоотношения двух женщин, связи Нины с мужчинами на съемочной площадке и вне ее – в центре фильма Давиде Феррарио.
В ленте присутствуют сцены немоделируемого орального секса между мужчиной и женщиной, а также между двумя женщинами. В некоторых эпизодах можно увидеть сцены вагинального секса, но их правдоподобность находится под сомнением.
«Трахни меня» (2000)
Лента о проститутке Надин (Карен Ланком) и порноактрисе Ману (Рафаэла Андерсон). Ланком и Андерсон – известные французские порноактрисы. Кроме того, вторым режиссером проекта выступила Корали, также имеющая опыт в съемках фильмов для взрослых.
Фильм изобилует сценами настоящего секса.
«Бурый кролик» (2003)
Картина режиссера и актера Винсента Галло («Баффало 66», «Славные парни») о пути профессионального мотогонщика Бада Клэя на очередную гонку. В дороге он встречает различных девушек, каждая из которых оказывает на него какое-то воздействие, но мысли Бада заняты лишь одной…
Ту самую девушку играет Хлое Севиньи. Именно она делает минет герою Галло. Примечательно, что откровенная сексуальная сцена – единственное, за что помнят «Бурого кролика».
«9 песен» (2004)
Драма Майкла Уинтерботтома («Снежный пирог», «Убийца внутри меня») о сексуальных взаимоотношениях полярника Мэтта (Киран О’Брайэн) и студентки Лизы (Марго Стилли). Примечательно, что лента снималась без сценария, полностью полагаясь на импровизации основных актеров.
Герои О’Брайэна и Стилли занимаются в фильме (балансирующим на грани порнографии) настоящим сексом – оральным и вагинальным. А родители актрисы, после выхода картины в прокат, и вовсе долго отказывались разговаривать с ней.
«Клуб “Shortbus”» (2006)
Фильм о молодежи, живущей в современном Нью-Йорке и претворяющей в жизнь свои самые смелые сексуальные фантазии.
В картине присутствуют сцены аутофелляции (даже не спрашивайте, что это такое, сами не знаем и знать не хотим), гомосексуального орального и традиционного секса.
«Отель Желание» (2011)
Немецкая короткометражка об одинокой матери восьмилетнего сына Антонии (Сарализа Фольм), работающей горничной в берлинском отеле. Ее жизнь скучна и однообразна. В один обычный рабочий день она встречает в номере отеля слепого мужчину – Юлия. И эта встреча приводит к страстному сексу.
Все эротические эпизоды в ленте настоящие.
Геннадий Гусев